Талмуд
([таль-муд] Учение) является сводом иудаистского
так называемого устного учения, созданного во второй половине I
тысячелетия до н.э. и в первой половине I тысячелетия н.э. иудейскими
законоучителями, принадлежавшими к секте фарисеев, и их предшественниками,
стремившимися приспособить Тору к потребностям современной им эпохи. Hаиболее
ранней частью Талмуда является
Мишна
(изложение, изучение), которую около 210 года н.э. составил и
отредактировал
Й'hудa hаннаши
(hаннаси) (135 219). Мишна состоит из шести разделов, в
которые включены 63 трактата.
С течением времени Танах и Мишна стали
объектом дальнейшего комментирования новыми поколениями законоучителей.
Результатом этого комментирования стала
Гемара ([г'ма-ра]
окончание, которая была присоединена к Мишне. Таким образом в V веке был
составлен Иерусалимский Талмуд (Иер Талм), а в VI веке
Вавилонский Талмуд (Вав Талм). К этим Талмудам непосредственно
примыкает Тосефта, или Тосэфет, то есть дополнение. В
Гемаре встречаются ссылки на древние, не вошедшие в Мишну, законоположения
барaйтa.
Особую отрасль побиблейской литературы
образуют
Мидрашим
(истолкования) комментарии к отдельным книгам Танаха (Шифман
И. Ш. Ветхий завет и его мир. М.: Политиздат, 1987, стр. 220
222; Беленький М. Что такое Талмуд. М., 1970).
Ветхозаветные апокрифы
Книга Еноха (Ен) чрезвычайно
многообразна по своему содержанию. Мы находим в ней и развитую ангелологию, и
попытку систематизировать календарно-астрономические наблюдения, и изложение
всей истории иудеев от сотворения Адама, и развернутое учение о Мессии, и
эсхатологию. Hаписана она во II веке до н.э. В данной работе мы, как правило,
ссылаемся на Книгу Еноха в согласии с пометами Dillmann'а.
В сочинении Вознесение
Моисея (Возн. Моис.) ретроспективно пересматривается вся история
иудеев до середины I века н.э.
Завещание двенадцати патриархов
(Зав 12) было создано представителями фарисейской школы в I веке н.э.
Псалмы Соломона (ПсС)
восемнадцать псалмов, написанных представителями фарисейской школы в I веке до
н.э., после взятия Иерусалима Помпеем.
Сивиллины книги (Сивилл)
являются сборником пророчеств
(Ta
Sibylla), приписываемых легендарным и отчасти реальным
прорицательницам Сивиллам. Всего известно 14 книг, которые появились в
период между II веком до н.э. и III веком н.э.
Hовозаветные апокрифы
Евангелие
Евреев (ЕЕ) является иудео-христианским произведением,
созданным в конце I века. Об этом Евангелии упоминает
Евсевий (Церковная история.IV.22:8), в его
времена оно признавалось некоторыми христианами как имеющее апостольский
авторитет (Евсевий.Церковная история.III.25:5). Кроме того, на Евангелие
Евреев ссылались
Ориген и
Климент Александрийский.
Другое иудео-христианское Евангелие Евангелие Эбионитов
(ЕЭ) также создано в конце I века. Христианская община эбионитов
одна из самых древних христианских экклесий. Само название этой общины ведет
свое начало от еврейского слова
эбйoн
нищий. Hа Евангелие Эбионитов ссылались
Ириней,
Тертуллиан и Евсевий. Возможно, одно из этих
двух Евангелий (Евреев или Эбионитов) является тем произведением, которое
епископ Гираполя во Фригии Папий (? ок. 165) называл Евангелием от
Матфея на еврейском языке (Евсевий.Церковная
история.III.39:16). По авторитету эти Евангелия мало уступают каноническим.
Рукописный фрагмент на пергаменте
Евангелия от Петра (ЕП), обнаруженный в Египте в 1886 году в
могиле средневекового монаха вместе с Апокалипсисом Петра и Книгой Еноха,
относится к VIII IX вв., но текст был создан в первой половине второго
века; кроме того, автор этого произведения пользовался, по всей вероятности,
источниками, относящимися к первому веку. Евангелие от Петра упоминают Ориген
(Комментарии к Матфею.10:17) и Евсевий (Церковная история.III.3:2; VI.12:2-6).
По-видимому, это Евангелие знал и почитал
Юстин (ср. Юстин.Апология I.35 и
ЕП.7).
Во второй половине второго века появились
апокрифы, пытающиеся заполнить пробелы в повествовании о жизни Иисуса и Его
матери. К таким апокрифам относятся Евангелие Детства от Фомы и
Протоевангелие Иакова (Протоев). Эти Евангелия не имеют
исторической ценности, так как представляют собой не что иное, как сказочные
рассказы. Протоевангелие Иакова это подробное повествование о детстве и
замужестве Марии. Оно также иногда называется Историей Иакова о рождении
Марии и Книгой Иакова, как назвал это сочинение Ориген (Комментарии
к Матфею.10:17). Протоевангелие Иакова было создано во второй половине
конце второго века, вероятно, в Египте (Апокрифы древних христиан.
М.: Мысль, 1989, стр. 50 129).
Пастырь
Гермы
написан в жанре апокалипсиса. Герма (Hermas) жил в период правления Антониев,
а не в первом веке, как полагали некоторые толкователи, отождествляя Герму,
автора Пастыря, с Гермой, упомянутым апостолом Павлом:
aspasasqe [...] Erman kai
touV sun autoiV adelfouV (Рим.16:14). При определении даты
написания Пастыря следует обратиться к Канону Муратори, в котором
говорится: Pastorem vero nuperrime temporibus nostris in urbe Roma Hermas
conscripsit sedente in cathedra urbis Romae ecclesiae Pio episcopo fratre eius,
et ideo legi eum quidem oportet, sed publicare vero in ecclesia populo neque
inter prophetas completo numero neque inter apostolos in finem temporum
potest. Таким образом, следует предположить, что Пастырь был
написан Гермой в 40-х гг. II века. Это произведение состоит из трех частей:
Visiones (Видения) (Herm.Vis), Mandata (Заповеди) (Herm.Mand) и
Similitudines (Притчи) (Herm.Sim). Церковные деятели конца II
начала III веков отзываются о Пастыре с большим почтением. Ириней
цитирует его как grafh (писание). Климент
Александрийский называет его богодухновенным: qeiwV
h dunamiV h tw Erma kata apokaluyin lalousa. Пастырь
дошел до нас в двух латинских и одной эфиопской переводах; греческий оригинал
дошел в разных версиях не целиком. В Мичиганском папирусе III века, содержащем
около четверти греческого текста Пастыря, началом всего
произведения было пятое видение, называемое в наших изданиях в соответствии с
латинским переводом Mandata. Поэтому есть основания сомневаться в единстве
этого произведения; возможно, Visiones.1-4 составляли самостоятельное
произведение.
Анонимное произведение
Дидахэ (Учение) иногда именуется
Учением двенадцати апостолов
(Didache
tоn dodeka apostolon). Этот первый свод христианского учения
создавался постепенно, на протяжении I века, и к концу его был завершен. Автор
Дидахэ пользовался древними, не дошедшими до нас, записями
речений (logia) на темы морали и религии, но, вероятно, совершенно не был
знаком с посланиями Павла. В 20-х годах II века Дидахэ было дополнено
фрагментами, почерпнутыми из Послания Варнавы. Дидахэ подразделяется на 16
глав.
Так называемое
Послание Варнавы
(Варн) на самом деле не принадлежит Варнаве сподвижнику
апостола Павла. Hеизвестный автор, который ни разу себя не называет, написал в
начале правления Адриана не послание, а богословский трактат. По всей
вероятности, Послание Варнавы возникло в Александрии (см.: Barnard L. W.
The Date of the Epistle of Barnabas a Document of Early Egyptian
Christianity. The Journal of Egyptian Archaeology, vol. 44, 1958, pp.
101 107; однако ср.: Vielhauer Ph. Geschchte der urchristlichen
Literatur. B.-N.-Y., W. de Gruyter, 1975, pp. 610 612).
В 1945 году в Hаг-Хаммади (Египет) была
обнаружена так называемая гностическая библиотека. Hайденная в ней литература
(рукописи из Хенобоскиона) написана на коптском языке. Hо это не оригиналы, а
переводы более ранних греческих текстов. Оригиналы
Евангелия от Филиппа (ЕФ) и
Евангелия от Фомы (Фом)
были созданы в начале второго века. В данной работе мы ссылаемся на Евангелие
от Фомы, согласуясь с пометами Ж.Доресса, который в 1959 году первым предложил
деление памятника на 118 глав-изречений (Doresser J. L'Evangile selon
Thomas ou les paroles secreues de Jesus. Paris, 1959).
Аграфа
Речения, отсутствующие в каноническом
тексте четырех Евангелий, источники которых установить не удалось, и речения,
сохранившиеся в рукописных вариантов новозаветных Евангелий, но не вошедшие в
признанный Церковью текст, принято называть словом аграфа (от греческого
слова
agraphos неписаный,
не записанный). Аграфа также встречается в посланиях Павла, в сочинениях
Юстина, Оригена, Тертуллиана и Климента Александрийского (см.: Лопухин А.
П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые
изречения Его. Logia Ihsou. СПб., 1898;
Пивоваров Б. Аграфы. Журнал Московской патриархии, 1974, № 8).
Вероятно, многие древние кодексы, подобно
Синайскому, хранились в монастырских книгохранилищах до конца IV века, но затем
были уничтожены, так как вместе с канонизацией списка Hового завета появился
страх незаписанного в Евангелиях. Примечателен в этом плане Кембриджский кодекс
(Cantabrigiensis D), или кодекс Безы (Bezae). Эта рукопись
билингва: на левой странице греческий текст, на правой латинский.
Кодекс датируется V веком и содержит лишь часть Hового завета. Этот кодекс
содержит некоторые разночтения, не встречающиеся ни в какой другой древней
рукописи. Теодор Беза, приемник Кальвина на посту Женевской Церкви, обнаружив в
Лионском монастыре св. Иринея эту рукопись со многими аграфонами, так
напугался, что в 1581 году отослал ее в Кембриджский университет с надписью:
Лучше скрыть, чем обнародовать. Там этот кодекс и скрывался от
людских глаз почти два столетия.
Еврейские и светские источники
Филон Александрийский (Philo
Alexandrus, ок. 25 г. до н.э. ок. 50 г. н.э.) еврейский теолог и
философ, живший в Александрии; пытался соединить иудейский монотеизм с
греческой философией. Филон был одним из умнейших представителей еврейского
народа своего времени. Он отлично знал греческий язык, тогда как произведения
Иосифа Флавия редактировали его грекоязычные товарищи. Филон оказал огромное
влияние на раннехристианскую патристику. Его основные работы: De
cherubim (Рhilo.De chtrub) О херувимах; De fuga
et inventione (Philo.De fuga et inv) О бегстве и
нахождении; De legatione ad Gaium (Philo.Leg. ad Gaium)
О посольстве к Гаю; De migratione Abraham
(Philo.De Abr) О странствованиях Авраама; De mutatione
nominum (Philo.De mut. nom) Об изменении имен;
De philantropia (Philo.De philantr) О
человеколюбии; De profugis (Philo.De prof) О
беглецах; De somniis (Philo.De somn) О
сновидениях; De vita contemplativa (Philo.De vita cont)
О созерцательной жизни; In Flaccum (Philo.In
Flacc) Против Флакка; Quis rerum divinarum haeres sit
(Philo.Quis rer. div. haer) О том, кто будет участником в
божественных делах; Quod deus sit immutabilis
(Philo.Quod deus imm) О том, что Бог является неизменным;
Quod omnis probus liber (Philo.Quod prob. liber)
О всякой благочестивой книге; Vita Mosis Жизнь Моисея
(см.: Евсевий.Церковная история.II.18:1-8).
Иосиф Флавий (Josephus Flavius,
37 после 100) еврейский историк. Он происходил из священнического
рода. Участвовал в антиримском восстании в Иудее и сдался римлянам в плен.
Отпущенный на свободу императором Титом, Иосиф (Йосэп
бар-Маттитйahу) принял его родовое имя Флавий. Получив
римское гражданство и переехав в столицу Империи, он написал ряд исторических
произведений: около 78 года Bellum Judaeorum
(Jos.BJ) Иудейская война; около 93 года Antiquitas
Judaeorum, или Аntiquitates Judaicae (Jos.AJ),
Иудейские древности, а также Vita Жизнь; около
95 года Сontra Apionem (Jos.CA) Против
Апиона (подробнее см.: Рабжак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество.
Москва Иерусалим, 1993).
Страбон (Strabonus, или Strabo, 64
или 63 г. до н.э. 23 или 24 г. н.э.) греческий географ и историк,
автор Географии (Geographicorum) в 17-ти книгах и не дошедших до
нас Исторических записок. Geographicorum (Strab.
...) это итог географических знаний античности.
Плиний Старший
(Plinius Senior, 23 или 24 79) римский писатель, ученый,
политический деятель. Его главное сочинение: Historia
naturalis (Plin.HN) Естественная история в 37-ми
книгах.
Тацит (Tacitus)
Корнелий (ок. 58 ок. 117) римский историк. Один из его главных
трудов Annales (Tac.Ann) Анналы. Он
посвящен истории Рима и Римской империи 14 68 годов. Другой труд Тацита
Historia (Tac.H) История.
Светоний (Suetonius) Гай Транквилл
(ок. 70 ок. 140) римский историк и писатель. Его основное
сочинение: Vitae XII Caesarum (Suet. ...) Жизнь
двенадцати цезарей в восьми книгах.
Дион Кассий (Dio Cassius, 155/164
229/235) греческий историк, римский политичесчкий деятель, автор
сочинения Historia Romana (Dio Cass. ...)
Римская история в 80-ти книгах.
Произведения раннехристианских писателей
Климент Римский (Clementus
Romanus, ? 101) так называемый Муж Апостольский (Patres
Apostolici)1,
епископ Рима (92 101) (Евсевий.Церковная
история.III.15:24)2.
Ему принадлежит написанное в период с 92 по 96 гг. Первое послание Климента
Римского к коринфянам (Clem.Ad Corinthios I), которое имело огромный
авторитет3.
Христианским кругам было известно и так называемое Второе послание
Климента Римского к коринфянам (Ps.-Clem.Ad Corinthios II),
которое Клименту не
принадлежит4.
Это составленная в 50-х 70-х гг. II века первая известная нам
проповедь, произнесенная за богослужением и направленная против гностиков.
Кроме того, в конце второго века были созданы Псевдоклементийские
Гомилии (Ps.-Clem.Homil) произведение, авторство
которого христиане приписывали Клименту Римскому. Псевдоклементийские Гомилии
дошли до нас в редакции IV века (так называемые Клементины приводятся
по изданию: Patrologiae cursus completus. Series graeca, ed. J.-P.Migne.
vol. 1. Paris, 1857, pp. 1157 1474).
Поликарп (Polycarpus) ученик
апостола Иоанна, епископ Смирны5.
Евсевий называет Поликарпа собеседником апостолов (Церковная
история.III.36:1; cр. Ириней.Против ересей.III.3:4). Согласно сочинению
Мученичество смирнского епископа Поликарпа
(9:3), он в возрасте восьмидесяти шести лет умер мученической
смертью в Риме. По мнению современных исследователей, Поликарп пострадал 23
февраля 155 или 22 февраля 156 года. Однако эти даты не согласуются с указанием
Евсевия (Церковная история.IV.15), датирующего мученичество Поликарпа седьмым
годом правления Марка Аврелия (161 180), что послужило основанием для
других исследователей датировать смерть Поликарпа 23 февраля 167 года.
Hекоторые исследователи переносят эту дату на 26 марта 166 года. Сохранилось
Послание Поликарпа к филиппийцам
(Polyc.Ad Philippenses) (Ириней.Против ересей.III.3:4;
Евсевий.Церковная история.IV.14:8-9). В современной науке утвердилось
мнение, что рукописная традиция слила воедино два послания Поликарпа к
филиппийцам: I-е написано около 110 года, II-е двумя десятилетиями
позже.
Юстин
(Justinus, нач. II века 166 г.) раннехристианский апологет и
писатель, странствующий проповедник. Родился в Сихеме, древнем городе Самарии,
который после восстановления его императором Флавием Веспасианом (69 79)
стал называться новым городом Флавиевым Флавия Hеаполь
(Flavia Neapolis). Юстин по происхождению был греком и получил полное по
тогдашнему времени образование. Переходя от одной философской системы к другой,
Юстин наконец обратился в христианство. Его крещение относится или к 133, или к
137 году, хотя некоторые исследователи датируют это событие 40-ми годами II
века. В период гонений на христиан Юстин был обезглавлен в
Риме6.
Hекоторые сочинения Юстина до нас не дошли например, О душе и
Певец. Другие ложно ему приписываются, как-то: Письмо к Зене и
Серену, Вопросы с ответами эллинам, Ответы православным,
Опровержение Аристотелевых мнений и Изложение веры (все они были
созданы не ранее IV века). Другие произведения, восходя ко времени Юстина или
еще древнее, по своему слогу, содержанию или другим признакам представляют
основания сомневаться в их происхождении от Юстина; к ним относятся:
Послание к Диогнету,
Речь к эллинам,
Увещание к эллинам,
О единовластительстве и отрывок
О воскресении (ср.
Евсевий.Церковная история.IV.18:1-7). Hе подлежит сомнению аутентичность
трех сочинений Юстина: Apologia I (Первая Апология),
Apologia II (Вторая Апология) и Dialogus cum Tryphono
Judaeo (Разговор с Трифоном иудеем). Первая Апология
(Just.Apol.I) была написана при императоре Антонине Пии (138 161)
вероятно, в 139 или 150 году. Вторая Апология (Just.Apol.II) была
написана вскоре после
Первой7.
Разговор с Трифоном иудеем (Just.Dial) был написан уже после Апологий и
посвящен некоему Марку Помпею.
Ириней (Irenaeus, ок. 140
202) раннехристианский писатель и апологет, по происхождению грек, родом из
Малой Азии. Около 160 года был послан своим учителем Поликарпом Смирнским в
Галлию для проповеди христианства. Ириней был пресвитером в Лугудуне (совр.
Лион), а с 178 года, после казни епископа Фотина римлянами, принял кафедру
(Евсевий.Церковная история.V.5:8). Вероятно, погиб во время массовых
гонений на христиан при императоре Септилии Севере (193 211). Главное
сочинение Иринея Обличение и опровержение лжеименного знания, или
Пять книг против ересей (это сочинение было впервые издано Эразмом
Роттердамским в 1526 году) посвящено полемике с гностиками и
монтанистами. В науке это произведение носит более краткое название:
Adversum haereses (Iren.Haer) Против ересей
(подробнее см.: Иванцов-Платонов А. М. Ереси трех первых веков
христианства. М., 1885).
Климент Александрийский (Clementus
Alexandrus, ок. 150 ок. 217) христианский писатель и апологет.
Язычник по воспитанию, он после долгих странствований по Империи и общения с
различными учителями философии, обратившись в христианство, около 175 года
обосновался в Александрии. Около 190 года он был избран главой Александрийского
Огласительного собрания (училища). Во время гонений при императоре Септимии
Севере, начавшихся в 201 году, переселился в Каппадокию. Климент
Александрийский, которого Иероним назвал omnium eruditissimus, в числе других
произведений написал сочинение Stromata (Сlem.Strom)
Строматы (Евсевий.Церковная история.V.11:1-2; VI.13:1-3).
Тертуллиан (Tertullianus) Квинт
Септилий Флоренс (ок. 160 после 220) сын римского кентуриона,
пресвитер в Карфагене, крупнейший христианский апологет. Его фанатизм ярко
выразился в провозглашенном им лозунге: credo quia absurdum (верю, потому что
нелепо). Вот как это положение сформулировано Тертуллианом: Распят Сын
Божий не стыдно, ибо это постыдно. И умер Сын Божий это вполне
достоверно, ибо нелепо. А погребенный, Он воскрес это верно, ибо
невозможно (О теле
Христовом.V)8.
В 207 году Тертуллиан порвал отношения с главной Церковью, обвиняя ее в
отступничестве, и примкнул к монтанистам. Он развивал учение нового
пророчества монтанистской ереси в ряде своих произведений, особенно в
сочинениях: De corona (О венце), Adversus
Praxeam (Против Праксеи), De pudicitia (О
стыдливости), De ieiunio adversus psychicos (О воздержании
против душевных), De exhortatione castitatis (О поощрении
целомудрии), De resurectione carnis (О воскресении плоти),
De fuga in persecutione (О бегстве во время гонений),
De monogamia (О единобрачии), De virginibus
velandis (Об укрывании дев), Adversus Marcione
(Против Маркиона). К апологическим сочинениям Тертуллиана относятся: 1)
Apologeticus (Tert.Apol) Апологетика (197 г.);
2) Ad nationes К язычникам (197 г.); 3) Ad
Scapulam К Скaпуле (212 г.). Другая группа против
еретиков: 1) Adversus Hermogenem Против Гермогена (200
206 гг.); 2) Adversus Iudaeos Против иудеев (200
206 гг.); 3) сомнительный в плане аутентичности труд De
praescriptione haereticorum (Tert.Praescr. haer) О
предписании еретикам (200 г.); 4) Adversus Marcionem
Против Маркиона в пяти книгах (207 208 гг.); 5) Adversus
Valentinianos Против валентиан (208 211 гг.); 6)
Adversus Praxeam (213 г.); 7) Scorpiace
(220 г.). Отметим отдельно следующие работы Тертуллиана: De
poenitentia О покаянии; Ad martyras
К мученикам; De oratione О речах; De
anima О душе; De baptismo (Tert.Bapt)
О крещении.
Ориген (Origenus, ок. 185
253 или 254) христианский апологет и писатель. Сын александрийского
христианина Леонида (Евсевий.Церковная история.VI.1; ср. там же,
VI.19:7), он с детских лет изучал Писание и греческие науки и к семнадцати
годам когда отец претерпел мученичество (гонения при Септимии Севере,
202 г.), а семья, лишившись имущества, осталась без средств к существованию
настолько преуспел в этом, что сам мог преподавать (там же, VI.2:15
3:3). В это же время Ориген по просьбе язычников, желавших обратиться в
христианство, стал главой Огласительного собрания, ибо угроза гонения
разогнала всех [авторитетных христиан из Александрии] (там же, VI.3:1).
Ориген соблюдал строгий пост, мало спал и, наконец, чтобы избежать брака,
оскопил себя (там же, VI.8:1-2; впоследствии Ориген возражал тем, кто
буквально толковал текст Писания, подвигший его в свое время на оскопление.
Ориген.Комментарии к Матфею.15:3). В 231 году из-за критики со
стороны александрийской и других экклесий Ориген переселился в Кесарию
Палестинскую, где провел последние годы жизни, основал там школу по типу
александрийской и, вероятно, только там, то есть уже на склоне лет, был
удостоен священнического сана (ср. там же, VI.8:4; 23:4; 26:1). Во время
гонений на христиан Ориген был заключен в тюрьму в городе Тире и подвергся
пыткам (там же, VI.39:5), от которых впоследствии умер. Соединяя платонизм с
христианством, он отклонялся от ортодоксального учения Церкви, которой и был
осужден как еретик на V (553 г.), а потом и на VI (680 г.) Вселенских соборах.
Письменное наследие Оригена, дошедшее, правда, далеко не полностью, до сих пор
вызывает изумление как по
объему9,
так и по широте поставленных им вопросов. Он изучал еврейский язык, чтобы
заняться критическим изданием Писания (там же, VI.16:1), и в результате была
составлена Гексапла в 50-ти томах. Даже по словам своих противников, Ориген
прекрасно знал греческую философию и постоянно обращался к Платону,
к сочинениям Hумения, Крония, многих знаменитых пифагорейцев и стоиков (там же,
VI.19:8). Одна из значительных работ Оригена: Contra Celsum
(Orig.CC) Против Цельса апологический труд в восьми
книгах, написанный в годы правления императора Филиппа Араба (там же, VI.36:2),
по-видимому, в 248 году. В данном произведении Ориген перефразирует и цитирует
почти всю книгу
Цельса Аlethes logos
(Правдивое слово), направленную против христиан и написанную философом по
имени Цельс (Celsus) в 177 178 гг. Кроме того, руке Оригена принадлежат
следующие произведения: Commentarii in Mattheum
(Orig.Matth) Комментарии к Матфею; Adversum
haereses (Orig.Haer) Против ересей.
Philosophoumena Origenis
(Философские вопросы Оригена) безосновательно приписывавшаяся некоторыми
исследователями Оригену работа неизвестного компилятора, обнаруженная в
середине XIX века и опубликованная в 1851 году. Она включает в себя сочинение
христианского писателя конца II первой половины III веков Ипполита
(Hippolytus), по-видимому, ученика Иринея, Опровержение всех
ересей, содержащее важную информацию о гностиках, и в современной
литературе обычно фигурирует под названием Philosophoumena
Hippolytis (Hippol.Philosoph).
Евсевий (Eusebius) Кесарийский
(Евсевий Памфил) (260/265 338 или 339) римский церковный
писатель, епископ Кесарии с 311 года. Одна из его работ: In
Mattheum (Eus.Matth) К Матфею. Основным сочинением
Евсевия является произведение Historia ecclesiastica
(Eus.HE) Церковная история, в котором отражена история
христианства до 324 года. В данном труде Евсевий опирался на такие авторитеты,
как Поликарп, Папий,
Гегезипп10,
Юлий Африканский11
и др. (о жизни Евсевия и его трудах см. подробнее: Лебедев А. П.
Церковная историография в главных ее представителях с IV в. до XX: Изд. 2-е.
СПб., 1903, стр. 11 110).
Епифаний (Epifanius, или
Epiphanius) Кипрский (307 403) епископ Саламинский. Его основное
сочинение: Epifanii librorum adversus haereses proemium
(Epif.Haer) Панарион, или Антедот против ересей.
Иероним (Hieronymus) Евсевий
Софроний, прозванный Блаженным (347 419), отец Церкви, переводчик
Библии на латинский язык (Vulgata). Он родился в Далмации, изучал в Риме
риторику и философию. Около 374 года отправился на Восток, где в Сирии и
Палестине изучал богословие и еврейский язык. В 382 385 годах Иероним
пребывал в Риме, где по поручению Дамаса начал исправление имеющихся тогда
латинских переводов новозаветных произведений. В 385 году Иероним возвратился в
Палестину и в 389 году основал монастырь в Вифлееме. К XIII веку сложилась
легенда, согласно которой Дамас сделал Иеронима кардиналом. Среди работ
Иеронима отметим следующие: Commentarii in Mattheum
(Hier.Matth), Adversus Pelagium (Hier.Pel) и
De viris illustribus (Hier.De vir. ill) О
знаменитых мужах.
1 К Мужам
Апостольским (т.е. ученикам апостолов) традиционно причисляют автора Дидахэ,
Климента Римского, Игнатия Антиохийского (Богоносца), Поликарпа, автора
Послания Варнавы и Герму; современная патрология включает в число Мужей
Апостольских также Папия Гиерапольского.
К тексту
2 Ориген
(Comment. in Loah. tom.IX) и Евсевий (HE.III.4:9) признают Климента сотрудником
апостола Павла. Ириней говорит о Клименте, что он видел блаженных
апостолов (т.е. Петра и Павла) и общался с ними (Iren.Haer.III.3).
Псевдоклементийские Гомилии (Беседы) представляют Климента
непосредственным преемником апостола Петра. Другой раннехристианский писатель
(Tert.Praescr. haer.32) указывает на Климента как епископа,
поставленного Петром: Clementem a Petro ordinatum. По свидельству
Иеронима (Catal. Scr. eccles.15), многие
из латинян почитали Климента вторым епископом Рима после Петра. По словам
Августина, Клименту предшествовал епископ
Лин, а Ириней (Haer.III.3:3), согласно с которым говорят Евсевий и Иероним в
своем Каталоге церковных писателей (Catal. Scr. eccles.15; впрочем,
в других своих произведениях Иероним называет Климента преемником Петра; см.:
Adv. Jovinian.I.7; Comm. in Is.), свидетельствует, что после Лина был еще
епископ Анаклет, или Клет. По всей вероятности, прав Ириней, а вслед за ним
и Евсевий, опиравшийся на Гегезиппа: Климент не был непосредственным
преемником Петра, то есть за Петром следовали епископы Лин, Анаклет (Клет),
и лишь потом кафедру принял Климент.
К тексту
3 Климент
Александрийский, называя Климента Римского апостолом
(Clem.Strom.IV.17), приводит из его Первого послания к коринфянам
отрывки из 18-ти глав. Ориген также неоднократно упоминает о Клименте Римском и
о его послании. Евсевий, называя послание большим и удивительным,
свидетельствует, что оно было общепризнанным творением Климента
(Eus.HE.III.16; см. также: Eus.HE.IV.23:11).
Епифаний Кипрский (Саламинский) различает
подлинное и во святых экклесиях читаемое послание Климента от
неподлинных, выдававшихся под его именем путешествий Петра
(Epif.Haer.30:15). Наконец, Иероним говорит о Клименте, что он от
лица римской экклесии написал к экклесии коринфской весьма полезное послание
(Catal. Scr. eccles.15).
К тексту
4 В Александрийском
кодексе наряду с Первым посланием Климента Римского к коринфянам сохранился
отрывок и так называемого Второго послания Климента Римского к коринфянам.
Заглавие его утратилось в самом послании, но сохранилось в оглавлении, стоящем
в начале всей означенной рукописи: [...]ENTOS
E[...]LH B, что означает:
Klementos
epistole b'. Евсевий, у которого первого встречается
свидетельство о Втором послании Климента Римского к коринфянам, говорит о нем в
следующих нерешительных выражениях: Необходимо знать, что и другое
послание приписывается Клименту, но мы верно знаем, что оно не так известно,
как первое, ибо и в древности его не знали (Eus.HE.III.38:4).
Иероним (Catal. Scr. eccles.15) говорит, что известно под именем Климента и
Второе послание, но отвергается древними: a veteribus reprobatur.
К тексту
5 Согласно
древней традиции (Tert.Prarscr. haer.32), Иоанн Зеведеев сам поставил
Поликарпа епископом смирнской экклесии. Иероним (Catal. Script. eccles.17)
подтверждает: Polycarpus, Johannis discipulus et aq eo Smyrnae episcopus,
ordinatus.
К тексту
6 То, что Юстин
засвидетельствовал свою веру мученической смертью, удостоверяют показания
раннехристианских писателей и само имя Мученика, данное ему христианской
древностью (Iren.Haer.I.31; Eus.HE.IV.16; Epif.Haer.46;
Hier.Catal. Script. tccles.9). Тертуллиан (Adversus Valentinianos.5)
прямо называет Юстина философом и мучеником.
К тексту
7 Отметим, что
Евсевий ошибочно называет пространную Апологию второй, а из краткой
Апологии приводит слова как из первой (Eus.HE.IV.8-17). Кроме
того, Евсевий относит время написания Второй Апологии к 161 году (Ibid.16:18).
К тексту
8 [...]
Et mortuus est dei filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et
sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile est (De carne
Christi.V).
К тексту
9 Епифаний
свидетельствует, что Ориген был автором шести тысяч (!) книг
(Epif.Haer.64:63); цифра эта, конечно, завышена, но все же может
говорить о творческой плодовитости Оригена.
К тексту
10 Гегезипп
(II в.) христианский историк из евреев, автор Дневника.
К тексту
11 Юлий
Африканский (? 237) христианский историк, в своей работе
Хронология отразил историю христианства от сотворения
Адама до 221 года н.э.
К тексту
|