В 324 году римский император
Константин I (ок. 285 337) провозгласил христианство государственной
религией. Через год он созвал в городе Hикее (совр. Извик в Турции) церковный
собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования Пасхи.
Причин для беспокойства у Hикейского собора было немало: ведь чуть ли не в
каждой провинции огромной Римской империи были свои представления о том, когда
следует отмечать этот праздник и как определять его дату. Прежде всего, многие
христиане Малой Азии и Палестины праздновали Пасху вместе с евреями с 14 на 15
нисана, независимо от того, на какой день недели она приходилась; эти христиане
получили название четыренадесятников. Также следует отметить, что
многие видные представители Западной Церкви II V вв. в частности,
пресвитеры Ипполит и Тертуллиан приняли на веру сведения из
подложных Актов Пилата о том, что Христос якобы пострадал 25 марта.
Подлинный текст отчета-постановлений
Hикейского собора не сохранился. Его не было в архиве константинопольской
экклесии уже в начале V века. В качестве официального документа по данному
вопросу имеется лишь послание императора Константина из Hикеи епископам, не
присутствовавшим на соборе. В этом послании утверждается, что собору
показалось неприличным совершать этот святейший праздник по обыкновению
иудеев.... Вопрос же о том, когда именно было сформулировано правило
празднования Пасхи только после весеннего равноденствия, остается открытым.
В XIV веке о правиле празднования Пасхи
византийский монах Матфей Властарь говорил: Относительно нашей Пасхи
необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся
в Апостольском правиле, а два ведут начало из ненаписанного предания.
Первое мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе
не праздновать ее вместе с иудеями в один день. Третье
праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния,
имеющего быть после равноденствия. И четвертое после полнолуния не
иначе, как в первый день седмицы.
Второе правило, быть может, понималось
лишь в том смысле, что необходимо праздновать Пасху в тот день, который
подпадает под условия трех остальных правил, а не по расчетам евреев; самого же
запрещения праздновать Пасху 15 нисана в нем не усматривалось. Достаточно
вспомнить, что александрийская экклесия уже в ближайшие годы после Hикейского
собора в 343, 347, 367, 370, 374, 394 гг. отмечала Пасху в один
день с иудеями. Впрочем, экклесия Рима отказывалась назначать Пасху на 15
нисана вплоть до 20-х годов VI века, когда в пасхалии, составленной Дионисием
Малым, воскресенье 15 нисана уже могло считаться пасхальным днем.
Таким образом, христианская Пасха
празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего
равноденствия. Православная Пасха рассчитывается по юлианскому, а католическая
по григорианскому календарю; многие же протестантские конфессии
вкушают Пасху четыре раза в год в конце кварталов.
|