Из вышесказанного следует, что
христиане из палестинских евреев считали апостола Павла отступником, еретиком и
лжеапостолом (см. также: Epif.Haer.30; Hier.In Matth.12). Конечно, автор
Деяний апостолов пытается смягчить эти разногласия, но доверять ему нельзя, ибо
все подтасовки и даже ошибки (ср., напр., Деян.17:14-16; 18:5 и 1 Фес.3:1-2;
Деян.16:6; 18:22-23 и Гал.1:1-12) этого писателя изобличаются документами,
заслуживающими нашего доверия, посланиями самого Павла. Так, желание
сделать из апостола язычников усердного посетителя Иерусалима, побудившее
Терциуса приблизить время прибытия его в столицу Иудеи после обращения и
продлить срок его первого пребывания там (Деян.9:23-30; ср. Гал.1:15-20),
вероятно, навело автора Деяний на мысль приписать Павлу одним путешествием
больше. По словам Терциуса, апостол пришел в Иерусалим с Варнавой, чтобы
доставить пожертвования нищим во время голода 44 года (Деян.11:30; 12:25).
Однако сам Павел категорически утверждает, что в промежуток между путешествием,
которое имело место спустя три года после его обращения, и путешествием по
вопросу об обрезании (ср. Деян.15:2 и сл.) он не был в Иерусалиме (Гал.1:15-20;
2:1-10)1.
Рассказывая о так называемом Иерусалимском соборе, Терциус утверждает, что
после того, как в Антиохию прибыли иудеохристиане из Палестины и стали
настаивать на необходимости обрезания для гоев, уверовавших в Христа,
депутация, состоящая из Павла, Варнавы и многих других, отправилась из Антиохии
в Иерусалим, чтобы посоветоваться по этому вопросу с апостолами и пресвитерами.
Их якобы встречают радушно; устраивается большое собрание; разногласие, если
оно и существует, почти незаметно; оно сглаживается взаимными излияниями любви
и радостью встречи; Петр высказывает мнение, которого скорее можно было ожидать
от Павла, а именно, что обращенные язычники не подчинены Торе; Яакоб Ахмара
делает только незначительные поправки, причем, противореча еврейскому Танаху,
приводит цитату пророка Амоса (Ам.9:11-12) в греческой версии; никто не
поддерживает некоторых из Иудеи; торжественным постановлением
утверждено мнение Яакоба; об этом постановлении все экклесии были оповещены
специально избранными для этого депутатами (Деян.15:1-31; 16:4-6). Рассказ
Павла по этому поводу в корне отличается (Гал.2:1-10). Апостол язычников
представляет данное свое путешествие в столицу Иудеи как результат
самостоятельного побуждения; по прибытии в Иерусалим он сообщает о своей миссии
влиятельным лицам, и те не делают ему никаких замечаний, ничего ему не
сообщают, ничего от него не требуют, кроме обязательства не забывать эбионитов,
то есть собирать для них подати от экклесий других городов (1 Кор.16:3). Более
того, когда Петр позднее пришел в Антиохию, Павел лично противостал ему,
потому что он (Петр. Р.Х.) подвергался нареканию.
Действительно, сперва Кифа ел со всеми без разбора, однако, когда появились
эмиссары Яакоба Ахмары, он стал прятаться, опасаясь обрезанных.
Видя, что он поступает не по истине Евангельской, Павел изобличает
Петра перед всеми и упрекает его за такое поведение (Гал.2:11-21). Hет, Павел не выступал против предписаний Торы, не осуждал их
исполнение, в котором видел даже некоторую пользу. Он говорил, что
законом познается грех (Рим.3:20), что верой в Христа Тора только
утверждается (Рим.3:31), что закон свят, и заповедь свята и праведна и
добра (Рим.7:12). Впрочем, с другой стороны, Павел доказывал, что
закон, если что и говорит, говорит к состоящим под законом
(Рим.3:19), что верующие в Христа умерли для закона телом Христовым,
чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых (Рим.7:4), что Христос
искупил верующих в Hего от клятвы Торы (Гал.3:13), что Закон был лишь
детоводителем2
ко Христу, чтобы верующие в Hего могли оправдаться верою
(Гал.3:24), что итог Торы Христос3
(Рим.10:4). В противоположность автору Послания Иакова, который утверждал, что
вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2:17) и что если
кто-либо исполняет все предписания Торы, кроме одной лишь заповеди, тот виновен
в нарушении всех заповедей (Иак.2:10), Павел доказывал, что человек
оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа [...], ибо
делами закона не оправдается никакая плоть (Гал.2:16), и что если
законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал.2:21). Апостол
язычников даже возвышался до мыслей Иисуса и утверждал, что исполнение
предписаний Торы это любовь (Рим.13:8-10), что любовь есть
совокупность совершенства (Кол.3:14). Закон не по вере,
писал Павел галатам, если же вы духом водитесь, то вы не под
законом; однако тут же уточнял, что кто исполняет Закон, тот жив
будет им (Гал.3:12; 5:18). Впрочем, апостол язычников излагает свои мысли
по поводу исполнения заповедей Торы весьма непоследовательно и
неудобовразумительно (2 Петр.3:15-16), но не подлежит сомнению то,
что он исповедовал в данном вопросе определенный либерализм, который должен был
руководствоваться лишь верой и совестью. Где Дух Господень, там
свобода, утверждал Павел и не настаивал на необходимости обрезания
(Быт.17:10-12; Лев.12:3), отчасти даже порицая этой обряд (1 Кор.7:18;
Рим.2:29); не настаивал он также и на соблюдении
Шаббата4
и других иудейских праздников, доказывая, что тот, кто различает дни, для
Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает
(Рим.14:5-6; ср. Кол.2:16). Павел допускал, что христианин может употреблять в
пищу даже идоложертвенное, в том числе и свинину (1 Кор.8:4-8;
10:25-31; ср. Лев.11:2-44; Втор.14:3-21; Деян.15:20,29): Кто ест, для
Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и
благодарит Бога (Рим.14:6; ср. Кол.2:16). Правда, при этом он делал
поправку: Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку,
который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего
[такого], отчего брат твой претыкается, (или соблазняется, или изнемогает). Ты
имеешь веру? имей [ее] сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в
том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по
вере; а все, что не по вере, грех (Рим.14:20-23). Hаконец, апостол
язычников высказал совершенно невероятную по тем (да и по нынешним) временам
мысль, а именно, что, кроме блуда, всякий грех, какой делает человек,
есть вне тела (1 Кор.6:18). 1 Если, вопреки здравому смыслу, отождествить путешествие, описанное в Гал.2:1 и сл., с путешествием, описанным в Деян.11:30; 12:25, то и здесь мы приходим к неразрешимым противоречиям, ибо то, что рассказывается в Деян.11:30 и сл., произошло около того времени, когда был казнен Иаков Зеведеев (Деян.12:1-2), а смерть Иакова представляет одну из немногих точных дат в Деяниях апостолов, так как она произошла незадолго до смерти Ирода Агриппы I (Деян.12:1-4,19-23), имеющей место в 44 году (Jos.AJ.XIX.8:2; BJ.II.11:1-2,6); и если даже считать 14 лет (Гал.2:1) не от первого посещения христианина Павла Иерусалима, а от самого его обращения, то и тогда получается, что Павел обратился в 30 году, чего, конечно же, не могло быть в действительности. К тексту2 В древности греческое слово пайдагогос (отсюда и педагог) означало раба, который отводил детей господина к учебному заведению. К тексту3 Следует отметить, что в выражении конец закона Христос слово конец передается в оригинале греческим словом telos и означает результат, итог; ср. Конец (telos) жизнь вечная (Рим.6:22). К тексту4 Христиане Коринфа, кажется, собирались не в субботу, а в воскресенье (1 Кор.16:2). К тексту5 Возможно, Павел даже доходил до Испании (Рим.15:24,28; ср. Clem.Ad Corinthios I.5 и Eus.HE.II.22:5-7). К тексту6 Будучи римским гражданином, Павел был обезглавлен (Eus.HE.II.25:5), а не распят или отдан на съедение диким зверям. К тексту
|