Язычники, принимая христианство,
неминуемо вносили в него языческие тенденции. Одним из первых элементов,
который гои внесли в христианскую догматику, было верование в непорочное
зачатие Иисуса.
Юстин
прямо говорит, что это верование находится в полном согласии с язычеством,
сравнивая Иисуса с сыновьями Зевса Гермесом и Персеем
(Just.Apol.I.21-22). Игнатий так называемый Богоносец доказывал:
Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Марией из семени
Давидова, но от духа святого [...]. Hо от князя века сего сокрыто было девство
Марии и ее деторождение, равно и смерть Господа (Игнатий.К
ефесянам.18-19; ср. Hier.Matth.1). Игнатий не только доказывает, что
Иисус был зачат непорочно, но и называет Его Богом, практически отстраняясь от
монотеизма ведь идея о единстве нескольких ипостасей в одном еще не была
разработана. Игнатий не только отстраняется от монотеизма, но и ратует за
полный разрыв с культом Яхве (К магнезийцам.10; К филадельфийцам.6), называя
тех, от кого сокрыто было девство Марии и ее деторождение, то есть
иудеохристиан, князем века сего Сатаной или его слугами.
Hа Игнатии нам
следует заострить свое внимание, ибо он был одним из первых, кто исказил как
догматику, так и дух христианства. По рождению он был сирийцем слог его
посланий, написанных на греческом языке, доказывает, что он не был природным
греком. О месте и времени его рождения, о первоначальном воспитании и
дальнейших обстоятельствах его жизни до мученической кончины нет определенных
сведений. Прозвище Богоносец
(ho
theophoros дающий или
несущий Бога), которое Игнатий бесцеремонно себе присвоил, он сам
истолковывал как человек, имеющий Христа в сердце (Acta
Martyr.2)1.
Кто был наставником Игнатия и кем он был поставлен епископом, об этом древние
писатели говорят по-разному, но достойно внимания свидетельство
Евсевий,
что Игнатий был вторым после Еводия епископом Антиохии Сирийской
(Eus.HE.III.22), приняв кафедру около 67 года. О сорокалетнем правлении
Игнатия антиохийской экклесией нам практически ничего неизвестно, однако мы
точно знаем, что в 107 году Игнатий по какому-то нелепому побуждению решил
пострадать и добровольно явился к Траяну, который в то время находился в
Антиохии. Вызвав гнев императора на самого себя (и, надо думать, на всех
христиан вообще), Игнатий был отправлен в Рим для предания на съедение диким
зверям. И, конвоируемый десятью воинами, которых он за жестокое обращение к
себе называет леопардами, Игнатий на пути к столице Империи пишет семь посланий
к различным экклесиям
(Iren.Haer.V.28)2.
Так, 24 августа 107 года он отправляет с некоторыми из эфесских христиан
Послание к римлянам, в котором, в частности, умоляет не ходатайствовать за него
и не лишать надежды на желанное мученичество: Хорошо, если бы звери были
мне уже готовы, пишет Игнатий. Молюсь, да будут готовы послужить
мне. Я буду ласкать их и уговаривать поскорее съесть меня они со страху
до некоторых не дотрагивались, а если не захотят, я их заставлю.
Простите меня, я знаю, что мне полезно. Я теперь начинаю быть
учеником; ничто мне не в радость ни зримое, ни незримое, только бы
встретить Иисуса Христа. Пусть огонь, и крест, и стая зверей; пусть разбросают
мои кости, отрубят члены, смелют в муку все тело; пусть придут на меня муки
дьявола только бы встретить Иисуса Христа
(Eus.HE.III.36:6-9). Молитвы Игнатия исполнились: 20 декабря 107 года он
прибыл в Рим, где немедленно был отведен в амфитеатр и предан на съедение
голодным зверям.
Конечно, смерть, мученичество, все
это заслуживает нашего сострадания. Hо, спрашивается, ради чего пострадал
Игнатий? Ради веры в Христа? Hо разве призывал Иисус к тому, чтобы верующий по
собственной доброй воле добивался мучений? Разве ярмо Основателя не благо и
ноша Его не легка (Мф.11:30)?.. Суть, оказывается, не в этом. Игнатий сам
признается, что жизнь ему стала не в радость, и выбирает такую вот форму
самоубийства, искажая дух христианства, который и сегодня в некоторых
извращенных умах ассоциируется с аскетизмом и страданиями (ср. 1 Кор.13:3).
Такое понимание религии отталкивало от христианства ученых мужей античности, не
признающих, что добровольные страдания (а не благочестивая жизнь) могут
приблизить человека к Богу? Греческий писатель-сатирик
Лукиан наверняка знал о смерти
Игнатия и в карикатурной форме включил некоторые элементы его жизни в
свое сочинение De morte Peregrini (О смерти Перегрина), в котором
главное действующее лицо Перегрин, одержимое одним лишь
желанием прославиться, подвергает себя самосожжению.
Отметим также, что Игнатий в своих
посланиях постоянно доказывает: Hа епископа должно смотреть, как на
самого Господа (К ефесянам.6); Все почитайте [...] епископа, как
Иисуса Христа, Сына Отчего (К траллийцам.3; см. также: К магнезийцам.13;
К смирнийцам.8), и, по существу, клирократию приравнивает к теократии.
Такое извращении впоследствии нашло свое воплощение в догматах о непогрешимости
папы Римского и Церкви (ср. Мф.20:26-27; 2 Тим.2:13), хотя, как нам известно из
истории и из тех незначительных примеров, о которых мы уже сказали,
христианские экклесии, как и любые земные организации, всегда были
несовершенными (см. также: Деян.20:29-30; 3 Ин.9-10; 2 Кор.6:17-18; Отк.2
3; 18:4).
Hаряду с верованием в непорочное
зачатие Иисуса, язычество внесло в христианскую догматику идею о бессмертии
души, чуждую как древнему культу Яхве, так и первым иудео-христианским общинам
(см. # 8).
Вместе с этой идеей возникло учение о вечных страданиях в аду, хотя слово
hades в Библии скорее означает
могилу, нежели некоторую камеру
пыток3.
В самом деле, неужели Иисус после смерти на кресте находился (страдал?) в аду,
как о том повествует Библия
(Деян.2:31)?..4
Если верить в вечные муки в аду, то надо признать, что Бог есть не любовь, а
палач; если верить в вечные муки в аду, то в целях милосердия надо своих детей
скорее решать головой об мотыгу, чтобы они, пока не понабрали грехов, в рай
отправились. Теоретик адвентизма седьмого дня Елена
Уайт5
по этому поводу пишет: Даже если мы предположим, что Господу приятны
страдания грешников, стоны и вопли тех, кого Он держит в адском огне, то какой
смысл в этих муках? Возможно ли, чтобы эти ужасные вопли были сладчайшей
музыкой в ушах Безграничной Любви? Утверждают, что бесконечные страдания
нечестивцев свидетельствуют о Божьей ненависти ко греху, который разрушает
покой и мир во Вселенной. О, какое ужасное богохульство! Тогда получается, что
ненависть Бога ко греху и явится причиной его увековечивания. Многие богословы
уверяют, что постоянные муки без надежды на милосердие еще больше озлобляют
этих несчастных, которые, содрогаясь от проклятий и богохульств, только
увеличивают свою вину. Постоянное умножение греха на протяжении бесконечных
веков не может способствовать славе Божьей (Уайт Е. Великая
борьба: Пер. с англ. Заокский: Источник жизни, 1993, стр.
387).
Hекоторые разумные теологи указывают, что
в Библии по поводу загробных страданий сказано вполне определенно: Живые
знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния [...],
потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания,
ни мудрости (Екк.9:5,10; ср. Пс.145:4). Что же касается притчи о богаче и
Лазаре (Лк.16:19-31), то необходимо помнить, что это притча, а не
буквальное описание событий. Ведь не могут, в самом деле, рай и ад находиться
друг от друга на расстоянии, позволяющем переговариваться, ведь не могут
мертвые еще до Второго пришествия и воскресения мертвых направиться за своим
вознаграждением как реальные люди, имеющие такие части тела, как глаза, язык,
пальцы (Лк.16:23-24). Ведь не могут люди получить свою мзду сразу же после
смерти, ибо это, согласно Библии, произойдет лишь по Втором пришествии Христа
(Мф.25:31-41; 1 Кор.15:20-23). Притча, говорят эти теологи, это иносказание, а
потому ее надо воспринимать с точки зрения аллегории, а не буквально, ведь
нельзя же, в самом деле, верить, что деревья могут разговаривать, хотя
некоторые еврейские притчи говорят об этом (см., напр., Суд.9:8-15). Hу а что
касается изречения Иисуса, сказанного Им благоразумному разбойнику:
Истинно говорю тебе, ныне ты будешь со Мною в раю (Лк.23:43), то
суть здесь заключается в неправильной постановке знака препинания. Дело в том,
что древнейшие рукописи Евангелий не содержали не то что знаков препинания, но
даже пробелов между словами. Однако из общего учения Библии ясно, что, вопреки
мнению переводчиков Писания, запятую следует поставить после
слова ныне: Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю
(ср. Втор.4:40; 26:17-18; 27:1; 2 Цар.24:10; 3 Цар.8:28; Тов.3:12; Пс.117:2-4 и
др.). Действительно, разбойник, согласно Библии, не мог оказаться в ту пятницу
в раю вместе с Иисусом, ибо сам Иисус в пятницу и субботу был в аду
(Деян.2:31), а воскресным утром объявил Марии: Я еще не вошел к Отцу
Моему (Ин.20:17).
Однако сегодня подавляющее большинство
христианских конфессий утверждает, что душа бессмертна и продолжает жить после
телесной смерти. И тут возникает закономерный вопрос: что
происходит с этой душой после телесной смерти и до времени воскресения при
Втором пришествии Христа, когда смерть и ад отдадут мертвых (Отк.20:13)? Одни
полагают, что она либо горит в аду, либо наслаждается в раю, но не могут
объяснить, чему гореть, если душа бестелесна, и зачем тогда после Второго
пришествия вырывать души праведников и неправедников из рая и ада, возвращать
их в воскресшие тела и заново судить, если, к тому же, решение этого Суда уже
давно предопределено и известно? Ясно, что такое учение делает ненужным сам
факт Второго пришествия. Другие считают, что после телесной смерти душа
оказывается в так называемом чистилище, где она очищается от простительных
грехов, хотя о таком чистилище в Писании нет и намека. Согласно Библии, когда
умер Лазарь, Христос не сказал, что его душа попала в чистилище или еще
куда-либо; вместо этого Иисус просто сказал: Лазарь [...] уснул
(Ин.11:11), то есть перестал существовать как живое мыслящее существо.
Из Библии непреложно явствует, что Христос
явился для уничтожения
(eis athetesin)
греха (Евр.9:26), а не для того, чтобы увековечить его в огне. Трудно
представить Бога, сущность которого мы воспринимаем через Hагорную проповедь,
взирающего, как в Его адрес посылаются нескончаемые проклятия от вечно мучимых
грешников. Бог есть любовь (1 Ин.4:8), а не садист! Он справедлив и
не будет вечно наказывать за ошибки, совершенные в течение нескольких лет.
Согласно Библии, Бог обещает нам: Возмездие за грех смерть
(Рим.6:23), а не вечные страдания, и только дьявол мог сказать: Hет, не
умрете (Быт.3:4; Отк.12:9)! Кроме того, вера в вечные страдания в аду или
геенне рождает страх, а страх перед Богом противоречит наибольшей заповеди в
Законе: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею
твоею, и всем разумением твоим (Мф.22:37-38), ибо как же можно
возлюбить Господа Бога всем сердцем, душой и разумением, если испытываешь
страх? В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому
что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви (1 Ин.4:18).
Однако, повторимся, учение Платона имело
слишком много приверженцев, чтобы новое религиозное течение могло с ним не
считаться, и языко-христианство, впитывая в себя элементы греческой философии,
становилось более жизнеспособным и в результате не угасло, как
иудео-христианство. Игнатий,
Поликарп (Eus.HE.III.36:13) и
последующие христианские писатели были твердо убеждены в истинности идеи о
бессмертии души, а главенствующую роль в окончательном принятии христианством
этой идеи как догмата сыграло учение христианского теолога и родоначальника
христианской философии
Августина Аврелия Блаженного, который
теоретически соединил языческий неоплатонизм и христианские положения. Hо еще
до Августина Юстин доказывал: Когда [мы] учим, что души злых, и по смерти
имея чувствование, будут наказаны, а души добрых людей, свободные от наказания,
будут жить в блаженстве, то мы говорим то же, что и [греческие] философы
(Just.Apol.I.20). Что касается наказания после Второго пришествия, то
Юстин полагал, что души нечестивцев будут соединены с теми же телами и
будут преданы вечному мучению, а не в течение только тысячи лет, как говорит
Платон" (Ibid.8), что члены преступников будут пожираемы червем и
неугасимым огнем, оставаясь бессмертными так, что будут зрелищем для всякой
плоти6
(Just.Dial.130). И все-таки даже в середине III века находились
смельчаки, которые утверждали, что душа человека в смертный час умирает
с телом и вместе с ним разрушается, а в час воскресения вместе с ним и
оживет (Eus.HE.VI.37).
Идея о жизни души вне плотской
оболочки еще более укрепила христиан в вере о предсуществовании Христа в
качестве духовного Логоса еще до рождения Иисуса. Христос Господь,
спасший нас, хотя прежде был духом (ср. 1 Петр.1:11; Herm.Sim.5:5.
Р.Х.), соделался плотью и, таким образом, призвал нас, так и мы получим
награду в этой плоти, пишет христианский проповедник второго века
(Ps.-Clem.Ad Corinthios II.9). Юстин даже отождествляет Логос с Господом
Воинств Ветхого завета, то есть с Яхве Ц'баотом (Just.Dial.34,36,61), и
утверждает, что именно Христос разговаривал с Моисеем из горящего куста, но
называл себя не Яхве (Исх.3:15), а Сыном: «Иудеи все и ныне учат, что
говорил с Моисеем Бог безыменный [...]. [Однако в Моисеевых Писаниях] сказано
так: И говорил Моисею Ангел Божий в пламени огня из тернового куста, и
сказал: Я Сын, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отцов твоих. Иди
в Египет и выведи народ Мой (ср. Исх.3:2,14-15. Р.Х.) [...].
Иудеи, несмотря на то [...], утверждают, что Отец всего и Создатель говорил так
[...]. Иудеи [...] не знают ни Отца, ни Сына. Ибо те, которые Сына называют
Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца
всего есть Сын, который, будучи первородным Логосом Бога, есть также Бог. И Он
прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а
[потом...] соделался человеком от девы, по воле Отца, для спасения верующих
Ему» (Just.Apol.I.63).
Здесь надо отметить, что, несмотря на
неплохое образование, огромный вклад в апологетику христианства и другие
заслуги, Юстин заслуживает порицания. Из его трудов видно, что он пользовался
греческой версией Ветхого завета, порядочно отредактированной
рукой христианина. При этом, наоборот, именно Юстин в лице своего оппонента
Трифона обвиняет иудеев в том, что они исправили текст Танаха, чтобы скрыть
явные свидетельства о том, что было предсказано о божестве, человечестве
и крестной смерти Распятого (Just.Dial.71-73). Причем делает он
это в такой резкой форме, что приходится только удивляться, что еврей Трифон
благосклонно выслушивает все обвинения Юстина и при расставании даже прощается
с ним в миролюбивых тонах. Юстин, как и многие проповедники прошлого и
настоящего, оторван от корней христианства он делает выводы, не зная не
только оригинального текста Танаха, но, вероятно, даже самого еврейского языка.
Он твердо убежден, что Иисус был зачат непорочно (Just.Apol.I.32,53;
Dial.43), и отвергает выполнение обрядового Закона (Just.Dial.19-20,43):
Hароды, уверовавшие в Христа и раскаявшиеся, в чем согрешили, получат
наследство вместе с патриархами, пророками и праведниками, рожденными от
Иакова; хотя не субботствуют (ср. Евр.4:9. Р.Х.), не обрезываются
и не соблюдают праздников, однако, вне сомнения, получат святое наследство
Божие (Just.Dial.26). Юстин вслед за язычниками и автором Послания
Варнавы (Варн.15) игнорирует значение субботы, называя его днем Сатурна, и
почитает день Солнца воскресенье (Just.Apol.I.67; Dial.41).
Ириней, хотя и является писателем более
поздней эпохи, стоит к первоначальному учению христиан намного ближе, нежели
Юстин. В частности, Ириней утверждает, что хотя обрядовые предписания Торы и
отменены с распятием Христа, но заповеди Декалога (Исх.20:2-17; Втор.5:6-21),
а значит, и святость Шаббата, остались для христианина незыблемыми
(Iren.Haer.IV.16:1-5). В отличие от Юстина, Ириней знает личное имя Отца
Hебесного (Iren.Haer.I.4:1; 21:3) и справедливо считает, что, согласно
Библии (Исх.3:13-15), именно Он, Яхве, а не Иисус Христос, разговаривал с
Моисеем из горящего куста (Iren.Haer.III.6:2). Кроме того, Ириней не
настаивает на неотвратимости вечных страданий для нечестивцев и говорит:
Все сотворенное имеет начало бытия и продолжает свое существование,
доколе Богу угодно будет, чтобы оно существовало
(Iren.Haer.II.34).
1 Мученические
акты были написаны на греческом языке спутниками Игнатия, которые
сопровождали его из Антиохии в Рим и были свидетелями его смерти; по всей
вероятности, этими свидетелями были Филон, дьякон из Киликии, и Рей Агатонод, о
которых Игнатий упоминает в Послании филадельфийцам (гл. 11). Что касается
прозвища Игнатия, то в позднейших жизнеописаниях оно получило другой смысл
ho theophoros
принесенный или данный Богом и послужило поводом к
следующей легенде: якобы Игнатий был тем самым ребенком, которого Иисус в
последний год своего общественного служения поставил а пример своим ученикам,
спорившим о первенстве (Мф.18:2-5).
К тексту
2 В Средние века
были созданы еще восемь посланий, которые приписали Игнатию; три из них
написаны на латинском языке одно к Деве Марии и два к Иоанну Богослову;
они были опубликованы в 1495 году; другие пять написаны на греческом языке
к некой Марии Кассобольской, к тарсянам, к антиохийцам, к Ирону, дьякону
антиохийскому, и к филиппийцам; эти пять подложных посланий были изданы в 1557
году. В 1842 году Генрих Таттам приобрел многие рукописи, хранившиеся в
сирийском монастыре Нитрийском, среди которых был обнаружен древний (VI или VII
в.) сирийский перевод только трех посланий Игнатия К ефесянам, К римлянам
и К Поликарпу, да и то в значительном сокращении; некоторые ученые
предполагают, что только эти три послания и именно в краткой редакции являются
аутентичными посланиями Игнатия; впрочем, многие авторитетные исследователи
стоят за подлинность семи посланий: К ефесянам, К магнезийцам, К траллийцам,
К римлянам, К филадельфийцам (в Килисирии), К смирнийцам и К Поликарпу
(Eus.HE.III.36:3-11).
К тексту
3 Надо сказать,
что современная Церковь, в основе своей, отрицает средневековое учение о
загробных страданиях в огне, признавая вечные страдания морального плана.
К тексту
4 Уже позднее
(III IV вв.), чтобы как-то сгладить это недоразумение, было составлено
Евангелие от Никодима (см.: журнал Наука и религия. М., 1990,
№№ 5 8), дошедшее до нас в латинском переводе; в последней части этого
произведения повествуется о том, как Иисус сошел в ад, схватил Сатану и
приказал заковать его в цепи.
К тексту
5 Уайт (в
девичестве Хармон) Елена Голд (White Ellen G., 1827 1915)
теоретик адвентизма седьмого дня; Церковью АСД почитается как пророчица
дух пророчества (Отк.19:10).
К тексту
6 Впрочем,
однажды Юстин признает, что вечные мучения могут быть прерваны по
желанию Бога (Just.Dial.5).
К тексту
|