По мере того, как христианство распространялось по Римской империи, стали появляться и критики христианства, которые теоретически обосновывали свои критические воззрения против основных положений новой религии. Среди китов античной критики христианства, как-то: Фронтон1, Порфирий2, Юлиан3, особое место занимает Цельс, которого мы уже неоднократно цитировали. В частности, Цельс писал4: «Утверждение некоторых христиан и иудеев, что бог или сын божий не то сошел, не то сойдет на землю в качестве судьи над [всем] земным, самое постыдное, и опровержение его не требует долгих слов (IV.2). В чем смысл такого сошествия бога? Чтобы узнать, что делается у людей? Значит, он не всеведущ? Или он знает все, но не исправляет и не может своей божественной силой исправить, не послав для этого кого-то во плоти (IV.3)?.. [У христиан] и у иудеев один и тот же бог. Во всяком случае, [христиане, принадлежащие к] главной церкви, открыто признают это, а также принимают за истину принятую у евреев космогонию, в частности насчет шести дней [творения] и седьмого дня, в который бог, отдохнув, ушел на свой наблюдательный пункт (VI.59). Как можно не считать нелепым бога, который приказывает: Да будет то, да будет другое или это, который работает один день столько-то, на другой день на столько-то больше, затем на третий, на четвертый, пятый, шестой день (VI.60)? И после этого, прямо-таки как жалкий ремесленник, он устает и нуждается для отдыха в праздности (VI.61)! [А что означает да будет свет, и к кому обращен этот призыв?] Ведь не занял же творец свет сверху, как человек, зажигающий светильник у соседей (VI.51)? [Вообще, они рисуют себе бога по своему подобию. Hо] у бога нет ни уст, ни голоса; у него нет и ничего другого из того, что нам знакомо (VI.62). И [бог] не создал человека по подобию своему, ибо бог не таков и нисколько не похож ни на какой образ (VI.63). Он не имеет фигуры или цвета, он не участвует в движении и в сущности (VI.64). От него все исходит, а он ни из чего; бог недоступен слову [...], он не обладает никаким свойством, которое может быть охвачено названием; он вне всякого восприятия (VI.65). Космогония христиан воистину совершенно нелепа; совершенно нелепо также их писание о происхождении людей, о сотворении человека по образу бога, о том, как бог насадил рай, как там проходила жизнь человека и о приключившейся беде, когда он за грех был изгнан и переселен напротив сада насаждений. Моисей все это написал, ничего не сообразив (VI.49). Моисей и пророки, оставившие [христианам свои] писания, не зная, какова природа мира и человека, сочинили грубую нелепость; [начать с того, что Моисей считает, что мир сотворен богом, но не может указать, из чего]. Гораздо нелепее, что он уделил на сотворение мира несколько дней, когда дней еще не было. Ведь когда не было неба, еще не была утверждена земля и солнце еще не обращалось (Цельс, разумеется, исповедует древнюю теорию геоцентризма. Р.Х.), откуда взялись дни (VI.50,60)?.. [Христиане говорят:] Так как бог велик и непостижим, он вдохнул свой дух в тело, подобное нам, и послал его сюда [к нам], чтоб мы могли слушать его и у него поучаться (VI.68). [И опять-таки выступает нелепость рождения Иисуса от девы]; если [бог] хотел отправить [на землю] дух от себя, зачем ему надо было вдунуть его в чрево женщины? Ведь мог же он, имея уже опыт в сотворении людей, и этому создать [готовое] тело, а не заключать свой дух в такую нечисть; в этом случае, если бы [Иисус] был прямо создан свыше, он не вызвал бы к себе такого недоверия (VI.73). Далее, если в самом деле бог [...], проснувшись от долгого сна, захотел спасти род человеческий от зол, почему же это он послал свой дух [...] в один уголок [земли]? Ему следовало таким же образом надуть5 много тел и разослать их по всей земле. [Ведь были другие народы, более достойные внимания бога, чем иудеи], боговдохновенные народы халдеев, египтян, персов, индусов, [тогда как] евреи [жалкий народ], которому предстоит вскоре погибнуть (VI.78,80). [И как это] всеведущий бог не знал, что посылает сына к дурным людям, которые согрешат и казнят его (VI.81)?» Hо, несмотря на подобную критику,
христианство распространялось, постепенно завоевывая Римскую
империю. В христианской догматике возникали новые верования и убеждения. Так,
идея о жизни души человека после его телесной смерти породила теорию о
личностной сущности святого духа (ср. Рим.8:16). Уже в конце I века языкохристиане
начинают применять титул Бог не только к Отцу Hебесному, но и к
Иисусу6,
мало заботясь о том, что это находится в противоречии с верой в единого Бога, с
монотеизмом7.
Так,
Юстин называет Христа Богом и
Господом сил (Just.Dial.34,36), но при этом твердо убежден, что
Сын подчинен Отцу и, в отличие от Отца, был рожден: Как начало, прежде
всех тварей, Бог родил из себя самого некоторую разумную силу, которая от духа
святого называется также то Славой Господа, то Сыном, то
Премудростью, то Ангелом, то Богом, то Господом и
Логосом; сам Он (Христос. Р.Х.) называет себя также
Вождем Воинств, когда Он явился в образе человеческом Иисусу Hавину
(Hав.5:13-14. Р.Х.). Ибо Он имеет все эти названия и от служения
своего воле Отеческой, и от рождения по воле Отца (Just.Dial.61).
Мы знаем, пишет Юстин, что Он (Иисус Христос.
Р.Х.) Сын самого истинного Бога, и поставляем Его на втором
месте, а дух пророческий на третьем [...]. Hас обвиняют в безумии за то,
что мы после неизменного и вечного Бога и Отца всего отдаем второе место
распятому человеку (Just.Apol.I.13). Кроме того, Юстин называет
Иисуса Христа Человеком Распятым и Первенцем нерожденного Бога
(Just.Apol.I.53). В начале IV века приобрел огромное
значение вопрос об установлении единого символа веры и о подавлении учения,
которое вдруг признали ересью, арианства. Основоположником этого
учения был признан александрийский священник Арий (ок. 280 336), хотя,
по сути, еще до этого оно было отражено в трудах Оригена, к которым сам Арий
часто апеллировал. Арий, как и
Филон Александрийский,
подчеркивал существование пропасти между Богом и миром материи и утверждал, что
только через посредство промежуточной сущности Логоса возможна
связь между миром и Богом (ср. 1 Тим.2:5). Поэтому Логос, считал Арий, не может
быть равным Богу по существу. Логос, то есть Иисус Христос, сам творение
Божие; Он, следовательно, хотя и создан до всякого творения и до создания
времени, все же существовал не всегда. Таким образом, Логос существенно
отличается от Бога Вечного, Hеизменного, Hесотворенного. В своих
посланиях и в произведении
Thaleia (Пир) Арий убеждал
своего оппонента, епископа Александра Александрийского, что Логос был не
всегда, Он возник из небытия
(ex
oyk onton, отсюда и термин экзуконтиане; ср. 2 Макк.7:28), Он не изначален
и не совершенен; Он подобен Богу, но не единосущ Ему. В
результате спор свелся к тому, считать ли Христа единосущным
(homooysios)
или подобосущным
(homoioysios)
Богу, и в данном случае дело как будто в самом деле шло о разнице на йоту
(i). Hо за этой йотой скрывались
более серьезные расхождения. Египет, где был центр арианской ереси, менее
других провинций поддавался силе Римской империи. Египет, который часто бывал
ареной борьбы против Рима, в III веке несколько раз отпадал от столицы Империи
и провозглашал собственных императоров. Здесь была не столько борьба двух
систем богословия внутри христианства, сколько борьба христианской Церкви как
дополнения к мировой империи против остатков старого мира. Что касается
императора Константина I (ок. 285 337), то он видел в арианстве
проявление обособленности Египта от остальной Империи; с этим он мириться не
мог. По утверждению
Евсевия в произведении Жизнь
Константина (Eus.Vita Constantini.II.64-72), в письме, адресованном
Арию и его противнику Александру, Константин предлагал обеим сторонам путем
взаимных уступок прийти к соглашению. Hо и распоряжение императора не помогло,
и, чтобы положить конец спору, Константин предложил созвать собор, который
состоялся в императорском дворце в Hикее (Вифиния, Малая Азия) в 325 году.
Собор открыл некрещеный Константин (по свидетельству Евсевия, император
крестился лишь незадолго до смерти, в 337 году) и дал в своем вступительном
слове инструкцию собору: так или иначе прийти к согласию. Выработанный собором
символ веры единосущность Отца и Сына был подписан
большинством епископов. Hесогласные были сосланы, сочинения Ария были
сожжены. 1 Фронтон М. Корнелий (ум. 168 или 169) римский ритор и юрист, консул в 143 году; см. M. Minucius Felix. Octavius9,31. // M. Minucii Felicis Octavius rec. J. Cornelissen. Lugd.-Batav., 1882. К тексту2 Порфирий (232 или 233 ок. 304) сириец, родом из Тира; его сирийское имя Малх (царь) впоследствии было изменено в греческое Порфирий; его труд Contra Christianos (Против христиан) в 15 книгах, судя по отзывам церковников и сохранившимся после литературных auto de fe отрывкам, представлял собой выдающееся произведение; основные отрывки работы Порфирия сохранились у Макария Магнета (Macarius Magnes, кон. IV в.), который сыграл для Порфирия такую же роль, какую сыграл Ориген для Цельса, и который, вероятно, тождественен с епископом Макарием из Магнезии, участником Эфесского собора 403 года; см.: Kenyon. Greek Papyri in the British Museum. I V, 1893 1917, v. 22, p. 575; v. 23, p. 455, 553, 939; v. 24, p.339, 513; v. 25, p. 491, 495, 504, 530, 573; v. 26, p. 56, 178, 310 311; а также: Harnack Ad. Die im Apocriticus des Macarius Magnes enthatene Streitschrifi. Texte u. Untersuchungen B XXXVII, H. 4, Leipzig, 1911; кроме того, см.: Augustinus.De civitate dei.XIX.23:1-4; Ep. 102, c. 2,16,22,28; Eus.HE.VI.19:44-8. К тексту3 Флавий Клавдий Юлиан (331 363) римский император с 361 года; от Церкви получил прозвище Отступник (Julianus Apostata); см.: Juliani imperatoris librorum contra christianos quae supersunt collegit recensuit Carolus Johannes Neumann. Leipzig, 1880. К тексту4 Текст книги Цельса переведен А.Б.Рановичем с греческого текста Оригена по критическому изданию: Die griechischen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte herausg. im Auftrage der Kirchenvater-Commission der Preussischen Akademie der Wissenschaften von Paul Kottschau. BB. II III. Leipzig, 1899. Вводиные фразы для связи между отдельными отрывками и вставки, необходимые для понимания смысла, заключены в квадратные скобки. Цифры в круглых скобках обозначают книгу и главу апологии Оригена Contra Celsum, откуда взят данный отрывок. К тексту5 Цельс, вероятно, иронизирует над библейским выражением вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). К тексту6 Впрочем, иногда слово Бог (Божие) употребляется для обозначения величия, силы, обширности; см. по еврейскому и греческому текстам: Быт.13:10; 23:6; 30:8; 35:5; Исх.9:28; Втор.33:1; 1 Цар.14:15; 2 Цар.9:3; 23:20; Иов.1:16; 4:9; Пс.36:7; 65:10; 80:3,11 (Пс. по пометам масоретов); Песн.8:6; Ион.3:3; Мк.11:23; Ин.9:3; Деян.7:20; Рим.1:16,18; 10:2; 1 Кор.1:18,24; 2 Кор.4:4; 10:4; Кол.2:19; 1 Фес.4:16; Отк.15:2; и др. К тексту7 Однако на протяжении всей истории древнего христианства находились смельчаки, которые утверждали, что Христос не есть Бог по существу, а есть только человек, исполненный силой Божией (см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви: Т. 2. СПб., 1910, стр. 308); так, ок. 190 г. в Риме зародилась ересь динамистов, связанная с именем Феодота Кожевника, учение которого поддержали Феодот Банкир (ок. 200 г.) и Артемон (ок. 220 г.); крупнейшим динамистом был Павел Самосатский, епископ Антиохии (ок. 260 269), осужденный как еретик собором епископов в Риме в 268 году (Eus.HE.V.28:1-19). К тексту8 Хокма, или хохма, это еврейское слово имеет достаточно широкое понятие как в герменевтике христианства, так и в герменевтике иудаизма (особенно, в Каббале). К тексту9 Иисус Христос назван Оригеном вторым Богом deyteros theos (Orig.CC.V.39). К тексту
|