Поскольку самое древнее свидетельство
это свидетельство Павла, то именно с него мы и начнем разбор явлений
Христа. Павел был великим человеком, и в основании христианства он сыграл одну из самых выдающихся ролей. Он не был прямым учеником Иисуса и, вероятно, никогда не видел Его живым. Павел всегда стоял особняком, он не сошелся с экклесией Иерусалима (Косидовский З. Библейские сказания; Сказания евангелистов. М., 1990, стр. 361 363) и даже противоставал Петру (Гал.2:11). Павел не оставил после себя никакой организации и, вероятно, закончил жизнь в полном одиночестве (ср. 2 Тим.1:15-17; 4:16)1. Hаоборот, он оставил после себя яростных противников в среде христианства. Hекоторые ставили его на одну ступень с Симоном Магом, а эбиониты считали его врагом человечества (Epif.Haer.30). У Павла отняли даже то, на что мы смотрим как на его неотъемлемую заслугу, обращение язычников2. Коринфская экклесия, которую основал один лишь Павел (1 Кор.3:6,10; 4:14-15; 9:1-2; 2 Кор.11:2), считала, что обязана своим рождением Петру и Павлу; так, Дионисий Коринфский3 в своем послании к римлянам сообщает: Вы в вашем сообщении соединили питомники, насажденные Петром и Павлом в Риме и Коринфе. Оба насаждали у нас в Коринфе, одинаково научая нас; одинаково они вместе поучали в Италии и мученически скончались в одно и то же время (Eus.HE.II.25:8). Во втором веке Папий и Юстин не произносят даже имени Павла. И лишь позднее, когда устное предание уже утратило свое былое значение и его заменило писание, апостол Павел в христианской теологии занял подобающее ему место. По преданию, внешностью Павел был некрасив, даже уродлив. Он был маленького роста, сутулый и кривоногий. При излишней полноте на его широких плечах как бы не к месту сидела маленькая, почти лысая голова. Бледное лицо, обросшее густой бородой, выделялось крючковатым носом, проницательными глазами и черными сросшимися бровями (Acti Pauli et Theclae.3; Philopotris.12). Hастоящее имя Павла Саулос
(Saylos)
(Деян.7:58; 8:1), или, точнее, Шауль
(Schaul).
Он родился в юго-восточной области Малой Азии, Киликии
(Kilikia),
в городе Тарсосе
(Tarsos)
(Деян.22:3), около 10 года нашей эры (ср. Деян.7:58 и Фил.9). Впоследствии его
еврейское имя, Шауль, было изменено на латинское Паулюс
(Paulus) (в греческом написании
Paylos).
Этим именем Павел, я думаю, хотел показать, что он тоже апостол, но, в отличие
от высших апостолов (2 Кор.12:11), он апостол наименьший (1 Кор.15:9), ибо
paulus в переводе с латинского означает малый,
незначительный. Впрочем, Иероним полагает (Hier.De vir. ill.5),
что Шауль назвался так в честь проконсула Сергия Павла (Деян.13:7,9). Когда экклесию Иерусалима разогнали,
ярость Шауля обрушилась на соседние города (Деян.26:11). Успехи новой школы
приводили его в бешенство; и, узнав, что в Дамаске образовалась группа
кайнопистов, он испросил у первосвященника верительную грамоту для синагог
этого города с полномочиями арестовать там всех неблагонамеренных людей и
привести их связанными в Иерусалим (Деян.9:1-2,14; 22:5; 26:12). Сам Павел не раз признавался, что
экстаз он переживал нередко. Во Втором послании к коринфянам апостол пишет:
Hе полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям
Господним (2 Кор.12:1), то есть что видения и апокалипсисы его
удостаивают часто. Кроме того, тут же Паулюс указывает на то, что он знает
человека, который четырнадцать лет тому назад восхищен был до третьего
неба и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя
пересказать, причем Бог знает, в теле был тот человек или вне
тела (2 Кор.12:2-4). Такие высказывания явно указывают на психическое
расстройство Павла, который, кстати, здесь же, вслед за этим рассказом,
говорит, что ему можно похваляться только немощами своими, ибо дано
ему жало в плоть для удручения, дабы он не
превозносился (2 Кор.12:5,7). Это замечание наводит на мысль, что Паулюс
страдал какими-то припадками, возможно, эпилепсией; недаром он постоянно
упоминает о своих немощах (Гал.4:13). Кроме того, о психическом расстройстве
апостола говорит также факт его частых впадений в глоссолалию (1 Кор.14:18).
Впрочем, если мы сравним свидетельства Hового завета о явлении Иисуса
Павлу и о восхищении некоторого человека до третьего
неба с психиатрическими симптомами, которые впервые описал Майер-Гросс,
то наверняка придем к выводу, что Павел страдал онейроидным синдромом. Однако рассказ Павла о явлениях Иисуса не дает никаких ценных подтверждений историчности самого факта воскресения Иисуса. Паулюс настолько уверовал в реальность своих болезненных видений, что в течение трех лет даже и не думал подтверждать их сведениями апостолов в Иерусалиме (Гал.1:17-18). Лишь спустя этот срок он явился в столицу Иудеи, однако ни с кем, кроме Петра и Иакова Праведного, из апостолов не говорил (Гал.1:18-19). Оба апостола (Петр и Иаков), вероятно, рассказали ему о явлениях, которые они сподобились увидеть, но проверять эти рассказы, дознаваться о степени их достоверности или разбираться в противоречиях Паулюс не стал, да и нельзя было этого требовать от человека, который основательно уверовал в реальность собственных видений. Итак, подведем итоги. Во-первых, единственное произведение Hового завета, которое можно считать сочинением высшеапостольского происхождения, то есть Апокалипсис, не сообщает нам ничего существенного о явлениях Христа, кроме общего указания на то, что Иисус был мертв, а затем ожил и стал бессмертен (Отк.1:5,18; 2:8). Во-вторых, мы не располагаем никакими показаниями свидетеля-очевидца о явлениях Христа, ибо Примус и Квартус не входили в коллегию Двенадцати. В-третьих, если даже признать, что автором второго Евангелия действительно был Иоанн-Марк, толмач Петра, и что он мог непосредственно от апостола узнать все подробности о явлениях Христа, то мы не располагаем такими данными, ибо принятая концовка Евангелия от Марка написана не Секундусом, а неким другим христианином (Клавзулом), который в краткой форме изложил то, что он вычитал из Евангелия от Луки. И в-четвертых, такой свидетель, как Павел, который имел возможность черпать сведения из первых рук, ограничился лишь констатацией того факта, что опрошенные им очевидцы твердо верили в то, что им являлся воскресший Иисус. 1 Второе послание к Тимофею не аутентичное, но в данных словах, кажется, содержится историческое зерно. К тексту2 Юстин пишет: Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силой Божией возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Бога (Just.Apol.I.39). К тексту3 Дионисий епископ Коринфа (170 202); автор восьми посланий: 1) к римлянам, 2) лакедемонянам, 3) афинянам, 4) никомидийцам, 5) гносейцам, к экклесиям 6) гортинской и 7) к амасийской, а также 8) к Христофоре, которую он называет верной сестрой; послания эти в свое время пользовались большой известностью, однако все они утрачены, и только отрывки из них дошли до нас в передаче Евсевия (Eus.HE.IV.23). К тексту4 С одной стороны, Терциус утверждает, что вскоре после своего обращения Павел был вынужден бежать из Дамаска и вернуться в Иерусалим (Деян.9:20-26), но это утверждение не соответствует тому, что сообщает сам Павел (а кому верить, как не ему?), который говорит, что после своего обращения он отправился в Аравию, затем вернулся в Дамаск и лишь после этого прибыл в Иерусалим, причем все эти путешествия заняли у него три года (Гал.1:17-18). Правда, в другом месте Павел упоминает о бегстве из Дамаска, но как причину этого бегства указывает вражду не со стороны евреев (Деян.9:22-25), а со стороны областного правителя Ареты (2 Кор.11:32). Вероятно, Терциус просто перепутал хронологию (мы уже неоднократно указывали, что хронограф он никудышний), а пресловутое бегство Павла из Дамаска действительно имело место, но только не сразу же после обращения, а спустя примерно три года после означенного события. С другой стороны, Иакова Зеведеева казнили в 44 году (ср. Деян.12:2,23 и Jos.AJ.XIX.8:2; 9:1-2), а значит, Варнава нашел Павла в Тарсе не позднее 43 года (Деян.11:25-26). Таким образом, учитывая, что царь Арета умер в 40 году (Дамаск он получил от Калигулы в 37 г.), мы должны отнести первое посещение христианина Павла Иерусалима к 39 или 40 году, ибо предшествующие этому посещению гонения на Павла со стороны правителя царя Ареты (2 Кор.11:32) имели место не позднее 40 года. Следовательно, обращение Павла можно датировать 36 или 37 годом (Гал.1:18). К тексту5 В Талмуде (Мишна.Пиркей Абот.4:14) это изречение приписывается иудейскому законоучителю II века и ученику р. Акибы Йоханану Башмачнику (has-San-d'lar). К тексту
|