Существут точка зрения, что Иуда
Искариот выдал Санhедрину не Иисуса, а Его двойника. Кроме того, многие со слов
гностика Василида утверждали, что вместо Иисуса был распят Симон Киринеянин,
который нес крест на Голгофу. Однако эти версии слишком романтичны, чтобы быть
историчными. К тому же в этом случае нам придется отвечать на вопрос: куда же
девался живой Иисус?..
Кроме того, автор книги
Естественная история великого пророка из Hазарета Карл Генрих Георг
Вентурини (1768 1849) выдвинул идею, что Иисус не умер на кресте, а лишь
впал в обморочное состояние, а потом пришел в сознание и явился ученикам.
Сторонники этой версии ссылаются на Иосифа Флавия, который сообщает, что
однажды, возвращаясь с воинской разведки, он увидел множество распятых евреев,
в том числе троих своих знакомых, и упросил Тита освободить их, и, когда их
сняли с крестов и стали приводить в чувство, один из них действительно ожил,
правда, двух остальных спасти не удалось (Jos.Vita.75).
Однако весьма сомнительно в этой теории
выглядит то, что уже в день своего воскресения Иисус настолько окреп, что
решается пройти в селение Эммаус (Лк.24:13-31), лежавшее в трех часах пути от
Иерусалима, а затем, несколько дней спустя, отправляется даже в Галилею. Как
справедливо отметил
Штраус,
не может быть, чтобы человек в полумертвом состоянии, которому нужна была
медицинская помощь, который был во власти физических страданий, вдруг произвел
бы такое впечатление на своих учеников: впечатление человека, победившего
смерть, а ведь именно это впечатление стало основой всех их будущих
проповедей. Такое оживание никоим образом не могло бы превратить их
горе в энтузиазм, равно как и возвысить их уважение к нему до религиозного
поклонения (Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. М., 1992, стр. 245
246).
Поэтому попытки истолковать воскресение
Иисуса естественным процессом не приводят к желаемым результатам.
Критический анализ свидетельств
Чем меньше обработано произведение, тем
оно ценнее для историка; поэтому Терциус хороший писатель, но никудышний
историк. С одной стороны, Лука пытается нас убедить, что Иисус воскрес, и
воскрес во плоти: Основатель преломляет хлеб (Лк.24:30), имеет кости
(Лк.24:39), ест рыбу и мед (Лк.24:41-43). Hо с другой стороны, Терциус сообщает
нам о таких вещах, которые не могут произойти с плотской сущностью: Христос,
поговорив со странниками, стал невидим для них (Лк.24:31), а затем
Он столь же внезапно очутился среди учеников в комнате апостолов (Лк.24:36),
что вовсе не свидетельствует о естественном приходе Иисуса, ибо Лука в данном
случае, безусловно, подразумевает то, что было высказано Квартусом прямо, а
именно: что Иисус пришел и встал посреди комнаты, когда двери дома были заперты
(Ин.20:19,26). При этом, согласно Квартусу, Христос в первое свое появление
только показал ученикам свои руки и свой бок, а во второе свое появление велел
Фоме вложить пальцы в свои раны, а в добавочной главе еще сказано, что Иисус
якобы ел с учениками печеную рыбу и хлеб (Ин.21:5,9,12-15).
Однако во всех этих рассказах содержится
недопустимое противоречие: всякое осязаемое тело обладает плотностью и не может
проникать через запертые двери, а если все же оно свободно проникает сквозь
дверные доски или через оконные щели, то не может иметь ни костей, ни желудка,
переваривающего хлеб, мед и рыбу. Таким образом, все иерусалимские явления
Иисуса ученикам в комнате апостолов можно смело считать или галлюцинациями,
или, что более вероятнее, выдумкой евангелистов.
Кроме того, свидетельства Терциуса мы
не можем принять и по той причине, что, по его словам, Иисус воскрес, явился
ученикам и в тот же день вознесся, а это в корне противоречит тому, что Иисус
являлся апостолам несколько дней спустя в Галилее. И еще, мы должны сразу же
отметить, что первые христиане ни о каком вознесении не знали, а следовательно,
вознесение
(analepsis)
выдумка позднейшего поколения христиан.
Действительно, из сообщения апостола Павла
(1 Кор.15:5-8) непреложно явствует, что явление ему Христа он приравнивает к
явлениям Христа другим апостолам; а если так, то явление Павлу должно было
произойти в течение сорока дней по распятии Иисуса (Деян.1:2-3,9-11), а никак
не позднее. Однако, как мы уже показали, обращение Павла произошло несколько
лет спустя после смерти Основателя. Значит, Павел ничего не знал о факте
вознесения, а следовательно, об этом не знал ни Петр, ни Иаков Праведный, ни
Иоанн Зеведеев (Гал.1:18-19; 2:9). Следует также отметить, что о вознесении не
знают и другие евангелисты, кроме Квавзула, который строго следует за
Терциусом. И еще, о вознесении ничего не говорят и, вероятно, ничего не
подозревают о нем и другие раннехристианские писатели, например: римский
епископ Климент (? 101), автор (авторы) Дидахэ (20-е гг. II века),
Поликарп Смирнский,
автор Пастыря Герма (40-е гг. II века) и другие. И только автор
Послания Варнавы и
Юстин
говорят о вознесении вполне определенно (Варнав.15; Just.Apol.I.21;
Dial.108,132).
Кроме того, мы не можем опираться не
только на свидетельства Терциуса, Клавзула, а также Квартуса о иерусалимских
явлениях ученикам в доме апостолов, но и не можем также серьезно относиться к
21-ой главе Евангелия от Иоанна: во-первых, о явлении Иисуса семи ученикам на
Геннисаретском озере не знают не только другие евангелисты, но и Павел;
во-вторых, эта глава добавочная, а значит, досочинена; и в-третьих, она,
как показал Штраус (Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. М., 1992, стр. 480
481), имеет не исторический, а чисто аллегорический характер.
Таким образом, в нашем распоряжении из
новозаветных свидетельств остаются лишь стихи 1 10, 16 17 главы
28 Евангелия от Матфея, 1 8 главы 16 Евангелия от Марка, стихи 1
18 главы 20 Евангелия от Иоанна и стихи 3 8 главы 15 Первого послания к
коринфянам.
Яакоб Ахмара
В сороковых пятидесятых годах
главными столпами
(styloi
столбы, колонны, опоры) экклесии Иерусалима были
Иаков Праведный, Кифа и Иоанн (Гал.2:9), причем Иаков занимал главенствующее
положение даже над Петром (Гал.2:12).
Брат Господень Иаков получил
управление экклесией вместе с апостолами, пишет около 180 года
христианский историк Гегезипп. Все, от времен Господа и доныне, называют
его Праведным
(dikaios):
имя Иакова носили ведь многие. Он был посвящен [Богу] от чрева матери; не пил
ни вина, ни сикеры, не вкушал мясной пищи; бритва не касалась его головы, он не
умащался елеем и не ходил в баню. Ему одному было дозволено входить в Святое
святых [Иерусалимского храма]; одежду носил он не шерстяную, а льняную. Он
входил в храм один, и его находили стоящим на коленях и молящимся о прощении
всего народа; колени его стали мозолистыми, как у верблюда, ибо он всегда
молился на коленях и просил прощения народу. За свою великую праведность он был
прозван Праведным и oblias; слово это означает в переводе
ограда народа и праведность; так и говорили о нем пророки
(Гегезипп у Евсевия. Eus.HE.II.23:4-7).
Вот такой панегирик сложился в среде
христиан. Гегезипп даже дошел до такой невероятной фантазии, будто бы Яакоб
молился в самом Д'бире, хотя входить в Святое святых разрешалось лишь одному
первосвященнику, да и то один раз в год (Исх.30:10; Лев.16:2; Евр.9:7). Позднее
в христианских кругах возник даже апокриф, посвященный жизни и смерти Иакова
Праведного (Житiя святыхъ, изложенныя по руководству Четьихъ-Миней св. Димитрiя
Ростовскаго: Кн. 2. М., 1904, стр. 517 - 522).
Таким образом, казалось бы, Яакоб
Ахмара должен бы быть с самого начала общественного служения Иисуса самым
любимым и главным учеников Основателя, однако в Евангелиях мы находим нечто
совершенно противоположное: Яакоб не верил в Иисуса (Ин.7:5) и даже считал Его
сумасшедшим
(см. # 39).
Вот так дела! Яакоб Ахмара, который до
самой смерти Иисуса был Его врагом и который, даже став христианином, вел образ
жизни в самых строгих правилах фарисеев (Ренан Э. Ж. Апостолы.
СПб., 1906, стр. 21 22), стал главой экклесии Иерусалима, опередив даже
Петра и Иоанна.
Что же произошло?
Климент Александрийский
по этому поводу лишь восхваляет коллегию Двенадцати за то, что после вознесения
Христа они проявили благородное смирение и самоотвержение, избрав епископом
Иерусалима Иакова Праведного, а не кого-либо из собственного кружка (Климент
Александрийский у Евсевия. Eus.HE.II.1:3). Hо тогда напрашивается
вопрос, почему они избрали главой экклесии такого человека, который был
противником Основателя, а не кого-либо другого, который не входил в число
Двенадцати, но всегда верил в Иисуса?..
С полной уверенностью мы можем сказать,
что Петр не сомневался в том, что Христос являлся Иакову Праведному (ср.
1 Кор.15:5-7 и Гал.1:18-19). Евангелие Евреев утверждает, что Ахмара даже
присутствовал на тайной вечере и что первое явление Воскресшего было именно ему
(ЕЕ. Hier.De vir. ill.2). А Климент Александрийский говорит, что
по воскресении своем Иисус передал тайное знание именно Иакову Праведному,
Иоанну и Петру и что эти трое передали его остальным апостолам (Климент
Александрийский у Евсевия. Eus.HE.II.1:4). Какой же перелом
произошел после смерти Иисуса в отношениях между Двенадцатью и Иаковом
Праведным?..
Ясно одно: в установлении веры в
воскресение Иисуса Яакоб Ахмара сыграл далеко не последнюю роль, о которой мы
еще поговорим.
|