Со дня Его смерти пройдут годы и годы,
но имя этого Человека не будет забыто. Его будут произносить и благословляя, и
проклиная. Hи одно имя, данное человеку, когда-либо рожденному женщиной, не
станет причиной стольких разногласий во взглядах и суждениях. Это имя будут
боготворить и поносить. Древние раввины будут считать этого Человека выблядком,
понесенным завивальщицей волос то ли от некоего Пандиры, то ли от некоего
Стады; Его признают отступником от веры и шарлатаном, который
вывез магию из Египта в виде вытатуированных на теле знаков; Его учение будет
объявлено минейской ересью и предано анафеме. Древние римляне будут считать
этого Человека фокусником и презренным проповедником презренной нации; Его
учение назовут заразным суеверием и признают безумным. Во имя
этого Человека будут умирать на крестах и сгорать в огне. За это имя будут
гнать, ссылать и обезглавливать, будут оставлять семьи, оскопляться и с
радостью принимать мучения. Во имя этого Человека будут объявляться войны и
завоевываться земли. С этим именем на устах будут обогащаться и грешить. И с
ним же будут отрекаться от зла. Во имя этого Человека будут пытать и сжигать на
кострах, дойдут до такого извращения, что станут продавать блаженные места в
раю, как некий ордер на квартиру. Именем этого Человека будут исцеляться
больные и чудесным образом грешники будут превращаться в праведников, а злодеи
в святых. Этого Человека назовут мятежником и великим пророком,
самозванцем и Богом. Его учение попытаются втиснуть в прокрустово ложе теологии
и толкнут на путь темных метафизических споров. Hа его имя станут уповать те,
которые потеряют даже надежду. Его общественное служение будет искажено
философами, теологами и даже евангелистами. Лучшие умы человечества преклонятся
перед этим именем, которым наш мир будет вновь и вновь обновляться. Многие не
будут знать имен Пифагора, Сократа, Аристотеля, Августа, Карла Великого,
Чингисхана, Ивана Грозного, Федора Достоевского и Альберта Эйнштейна, но имя
этого Человека не будет сходить с уст миллиардов людей. Разные народы и
конфессии будут склонять Его имя на свой лад: для араба Он Иса, для
испанца Хесус, для француза Жезю, для англичанина Джизас,
для Ватикана Езус, для грека Иэсус. В России имя этого Человека
будет произноситься как Исус и Иисус. Петр, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Иаков
Праведный и, возможно, еще несколько учеников Иисуса основали в Иерусалиме
первую христианскую общину, которая получила название назорейской
(Деян.24:5; Hier.Matth.12:13; 23:35). Эту же экклесию вначале называли и
эбионитской. Вероятно, эбионитами (нищими) называли себя все
первые ученики Иисуса, ибо греческое название христиане, согласно Библии
(Деян.11:26), возникло в Антиохии в Сирии в арамеоязычной среде оно
возникнуть не могло (ср. Eus.HE.II.17:4). Так, Павел пишет: И
узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами,
подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к
обрезанным, только чтобы мы помнили нищих (то есть эбионитов.
Р.Х.), что и старался я исполнять в точности
(Гал.2:9-10). Здесь слово нищие
(ptochoi)
обозначает название палестинских христиан (=
ebjonim),
к которым, в частности, принадлежали Яакоб Ахмара, Петр-Кифа и Иоанн Зеведеев и
которых должны были не забывать проповедующие среди язычников. В чем именно
заключалось требование не забывать нищих, видно из другого послания
Павла, в котором говорится, что подаяние, собранное коринфскими христианами,
будет передано в Иерусалим (1 Кор.16:3). Следует отметить, что иудеохристиане I II веков, а значит, и сами апостолы, не верили в возможность непорочного зачатия. Так, Ириней отмечает, что учение эбионитов старое, древнее учения о непорочном зачатии: Безрассудны также эбиониты, которые не принимают в свою душу веру в соединение Бога и человека, но пребывают в старой закваске рождения [плотского] (Iren.Haer.V.1), то есть, получается, последующим поколениям христиан было открыто то, чего не знали даже апостолы. Hаряду с этим Ириней пишет: Эбиониты [...] соглашаются, что мир сотворен Богом, но в отношении к Господу они того же мнения, что и Керинф (то есть не признают непорочного зачатия, см.: Iren.Haer.I.26:1. Р.Х.) [...]. Они пользуются только Евангелием Матфея (неким иудео-христианским Евангелием Евреев или Эбионитов. Р.Х.), отвергая апостола Павла, называя его отступником от Закона. В отношении Пророческих писаний они стараются объяснить их замысловато; совершают обрезание, соблюдают обряды Закона и образ жизни иудеев, так что поклоняются Иерусалиму, как будто он был домом Божиим (ср. Мф.5:35. Р.Х.) (Iren.Haer.I.26:2; ср. Just.Dial.48). Автор работы De praescriptione haereticorum пишет, что апостол Павел в Послании к галатам восстает против тех, которые держатся обрезания и обрядов Закона: это ересь Эбиона (Tert.Praescr. haer.33). Здесь автор труда ошибочно выводит название общины эбионитов из личного имени Эбион, хотя слово эбиониты возникло от семитского ebjon нищий. Далее автор данного труда пишет, что апостол Иоанн в своих посланиях считает антихристом всякого, кто [...] не признает Иисуса за Сына Бога [...]. [Этого заблуждения держится] Эбион (Ibidem). Учение эбионитов отражено также и в так называемых Псевдоклементинах, в которых весьма отрицательно показан апостол Павел, образ которого объединен с образом Симона Мага (Ps.-Clem.Hom.17:13-19; ср. Деян.8:9-24). Об эбионитах пишет и Евсевий, отмечая, что они считали Иисуса обыкновенным человеком, как все, который только за совершенство нрава признан праведником и который родился от соединения Марии и ее мужа [Иосифа] (Eus.HE.III.27:2). По их мнению, продолжает Евсевий, одной верой во Христа и жизнью по вере они не спасутся. Hеобходимо полностью соблюдать обряды, требуемые Законом (Ibidem; ср. Иак.2:10,17). Правда, Евсевий отмечает, что другие, наряду с ними носящие то же имя, [...] не отрицают, что Христос родился от девы и духа святого, но заодно с первыми не допускают предвечности Его бытия и не соглашаются исповедовать Его Логосом и Премудростью Божией (Ин.1:1-5,14; Прит.8:1,23-36. Р.Х.); эти тоже свернули в нечестие первых, тем более что они так же старательно выполняли все требования обрядового Закона. Они считали, что послания апостола Павла должны быть вовсе отвергнуты, и обзывали его отступником, читали только так называемое Евангелие Евреев, а остальными книгами пренебрегали. Хранили, подобно иудеям, субботы и другие иудейские обычаи, но чтили, почти как мы, Господние дни и память спасшего нас Воскресения. Потому и получили они прозвание эбиониты, указывающее на нищету их разума (ср. Мф.5:3. Р.Х.): ведь у евреев так зовут нищих (Eus.HE.III.27:3-6). Разумеется, теория о бессмертии души (см. # 8), культ девы Марии, представление об Иисусе как о Боге, все это было чуждо как непосредственным ученикам Основателя, так и иудеохристианам вообще. 1 Ср. Рим.8:28; Варн.19; Ориген (О началах.III.2,7) цитирует этот логий как текст Писания. К тексту2 Деспосины их называют так по причине их родства с семьей Спасителя уроженцы иудейских селений Назарета и Кохабы (Eus.HE.I.7:14). К тексту3 Вероятно, сами назореи понимали выражение Сын Божий лишь фигурально в качестве титула Мессии (см. # 19). К тексту
|