Мы уже
доказали,
что так называемая тайная вечеря не была пасхальной, а потому рассказ
синоптиков о приготовлении праздничной
трапезы-сэдера1
является простым вымыслом (Мф.26:17-19; Мк.14:12-16; Лк.22:7-13).
Вообще, следует отметить, что тайная
вечеря могла состояться и не в четверг, а в другой день, а евангелисты просто
отнесли это торжественное событие на момент, предшествующий аресту Основателя.
Хотя, конечно, нет ничего сверхъестественного и в том, что Иисус устроил вечерю
именно в четверг или устраивал ее ежедневно.
По всей вероятности, накануне своей казни,
в четверг, Иисус, как и всегда, проповедовал в Храме. Однако вечером Он не
отправился сразу же в Вифанию, а пошел вместе со своими учениками в один из
иерусалимских домов на вечерю.
Древнее церковное предание от IV века
гласит, что местом последней вечери был дом в юго-западной части Иерусалима.
Есть основания полагать, что этот дом принадлежал богатой вдове Марии, матери
Иоанна-Марка (Деян.12:12), того самого Марка, которого считают автором второго
Евангелия. Действительно, Иисус и Его ученики во время праздников, когда в
столице пребывало множество паломников, всегда находят приют: накануне Пасхи
в данном случае; накануне и при наступлении праздника
Шабуот (Деян.1:13; 2:1-40) несколько недель спустя. То,
что это один и тот же дом, вполне вероятно, ибо в праздничные дни весьма
трудно было найти свободный от паломников дом или свободное помещение. Ответ на
вопрос: кому принадлежит этот дом? мы находим в двенадцатой главе Деяний
апостолов, которая повествует, что опять же в праздничные дни Пасхи Петр
каким-то чудом выбрался из темницы, куда был заточен Иродом Агриппой I, и сразу
же пришел в дом Марии. Лука не называет мужа Марии, и это является веским
поводом считать ее вдовой. Она содержала дом в столице и имела слуг
(Деян.12:13), а значит, была богата.
Почему же, спрашивается, ее сына считают
вторым евангелистом? А потому что только в Евангелии от Марка содержится
рассказ о том, что некий юноша, завернувшись по нагому телу в
покрывало, следовал за арестованным Иисусом; а когда воины схватили его,
то он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк.14:51-52). Иисуса
арестовали после вечери, и поэтому Марк, сын Марии, действительно мог
находиться во время ареста рядом с Основателем. А потому было решено, что если
об этом эпизоде знает только второй евангелист, то он и является тем юношей.
Однако историчность данного эпизода подвергается большому сомнению, ибо весь
этот рассказ о юноше мог быть написан из догматических соображений, чтобы
приурочить его к пророчеству Амоса: И самый отважный из храбрых убежит
нагой в тот день (Ам.2:16). Поэтому утверждать, что
neaniskos tis
второго Евангелия и Секундус одно и то же лицо, мы не имеем полного
права.
Квартус рассказывает, что Иисус на
тайной вечере омыл своим ученикам ноги (Ин.13:4-17), но этот рассказ, как
показал Д.Ф.Штраус (Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. М., 1992, стр.
429 433), весьма сомнителен с исторической точки зрения. Синоптики,
наоборот, повествуют, что на этой вечере Он учредил евхаристию. Однако мы уже
доказали, что Иисус не устанавливал обряда благодарения в качестве некоторого
таинства, просто Он, как обычно, благословлял хлеб и вино, называя их своим
телом и своей кровью.
Евангелисты рассказывают, что в эту
ночь Иисус предсказал, что ученики оставят Его, а Петр отречется (Мф.26:31-35;
Мк.14:27-31; Лк.22:31-34; Ин.13:36-38). Вполне возможно, что Основатель пытался
сдерживать чрезмерную самонадеянность, которую Симон Бариона проявлял по
различным случаям, но кажется невероятным, чтобы Иисус дал ему предостережение
накануне своей смерти и притом в вышеозначенной форме. Это тем более
невероятно, что в указании на пение петуха явно сказывается элемент
легендарности. Скорее можно предположить, что малодушие учеников Иисуса
впоследствии было истолковано как предопределенный Богом факт. Также и все речи
Иисуса прощального характера и борение в Гефсиманском саду (Мф.26:29,37-46;
Мк.14:25,33-42; Лк.22:15-19,40-46;
Ин.13:20)2
мы не можем считать историческими событиями накануне смерти Иисуса, ибо Он не
мог знать точного времени своего ареста.
Цельс
говорит, что перед своим арестом Иисус скрывался в бегах и был взят
позорнейшим образом, преданный теми, кого Он называл Своими учениками. Hе
полагалось бы, чтобы Бог убегал и чтобы Его приверженцы, делившие с Hим всю Его
личную жизнь, следовавшие Ему как учителю, покинули и предали Того, Кого
считали Спасителем, Сыном и Ангелом Величайшего Бога (Цельс у Оригена.
Orig.CC.II.9).
Евангелия рассказывают, что после
вечери Иисус со своими учениками пришел в Гефсиманский сад (Мф.26:36; Мк.14:32;
Ин.18:1; ср. Лк.22:39), и, по единодушному сообщению евангелистов, туда же
приходит отряд с целью арестовать Иисуса (Мф.26:47; Мк.14:43; Лк.22:47;
Ин.18:3). При этом синоптики говорят, что отряд состоял только из слуг
иудейской аристократии, а Квартус утверждает, что вместе с тем пришел отряд
римлян
(he speira)
во главе с военным трибуном (греч.
chiliarchos
= лат. tribunus cohortium), то есть начальником когорты (Ин.18:12).
Однако, спрашивается, кто послал римский гарнизон в Гефсиманию? Пилат? Hо нам
известно, что прокуратор узнаёт об Иисусе лишь поутру. Таким образом, мы можем
утверждать, что римляне непричастны к аресту Иисуса. К тому же непонятно, зачем
понадобился тысячный отряд римских воинов для ареста небольшой группы Иисуса?
Достаточно было стражи Храма, которая состояла из двухсот человек по
двадцать человек на каждые из десяти ворот Храма (Jos.CA.II.9).
Евангелисты утверждают, что стражу в
Гефсиманию привел Иуда Искариот, но учитывая, что Иуда, вероятно,
является мифическим персонажем,
мы можем предположить, что стража уже поджидала Иисуса в засаде: иудейским
старейшинам наверняка было известно, что Иисус уходит на ночлег в Вифанию, и
они могли послать свой отряд к подножию Элеонской горы.
По сообщениям Евангелий, один из учеников
Иисуса (Квартус говорит, что это Петр) попытался оказать вооруженное
сопротивление и даже отсек одному из стражников ухо (Мф.26:51-54; Мк.14:47;
Лк.22:49-51; Ин.18:10-11). Однако кажется нелепым, что данный ученик после
такого деяния не был арестован. Вероятно, сопротивления вообще не было оказано.
Достоверно известно, что ученики Основателя, бросив Иисуса, просто-напросто
бежали (Мф.26:56; Мк.14:50; Just.Dial.53,106), а Петр, по-видимому,
когда появилась угроза его ареста, еще и отрекся от своего Учителя
(Мф.26:58,69-75; Мк.14:54,66-72; Лк.22:54-62; Ин.18:15-18,25-27).
После ареста Иисуса отвели в дом Ханана
(Ин.18:12-13). О подробностях беседы вождя священнической партии и Иисуса мы
можем лишь догадываться, ибо Квартус передает явно не исторический и ничего не
значащий вариант этого предварительного допроса (Ин.18:19-23). Вероятно, Ханан
спрашивал Иисуса, запрещал ли Он платить налог Риму, называл ли Он себя царем
Израиля, и т.д. (ср. Лк.23:2).
После этой беседы Иисус провел в
заточении под стражей людей первосвященника остаток ночи (Ин.18:24). Возможно,
ночью над Hим издевались (Мф.26:67-68; Мк.14:65; Лк.22:63-65), хотя эти
издевательства могли быть приурочены евангелистами к словам Второисаии:
Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не
закрывал от поруганий и оплевания (Ис.50:6).
1 
Сэдер
порядок, пасхальная трапеза.
К тексту
2 Стихи
Лк.22:43-44, как мы уже отмечали, отсутствуют в древнейшем папирусе III века
(P75), в Александрийском, Ватиканском и других кодексах.
К тексту
|