Евангельская хронология один из
сложнейших вопросов библеистики. И он окончательно не решен до сих пор.
Мы уже указали выше, что не знаем точно,
когда родился Иисус. Hо дело покажется еще более проблематичным, когда
выяснится, что и с датой смерти Иисуса вопрос также не ясен. Hачнем с того, что
епископ Иерусалима Александр в 1-ой пол. III века отнес смерть Иисуса к 58
году. Эту же дату показывает и Синкелл, ссылаясь на древнее и точное
предание. Даже
Ириней
считал, что Иисус пострадал во времена императора Клавдия, то есть не ранее
41 года (Ириней.Доказательство апостольской проповеди.74; ср.
Iren.Haer.II.22:5).
Что нам доподлинно известно, так это
то, что Иисус умер при императоре Тиберии (14 37 гг.), во время
прокураторства в Иудее Понтия Пилата (27 37 гг.), в пятницу (Мф.27:62;
Мк.15:42; Лк.23:54; Ин.19:14,31).
Однако уже в
отношении даты смерти Основателя мы находим в Евангелиях жгучие противоречия:
синоптики утверждают, что Иисуса распяли после вкушения пасхи, то есть 15
нисана, а четвертый евангелист переносит дату смерти Основателя на календарный
день раньше. В частности, Примус пишет: В первый же день опресочный
приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе
пасху? [...]. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками
[...] (Мф.26:17,20). Следовательно, ту же пасху и в то же время вкушали и
те, которые, спустя ночное время, согласно синоптикам, привели Иисуса на суд к
Пилату. Однако у Квартуса четко сказано, что схватившие Иисуса от
первосвященника повели Его в преторию. Было утро; и они не вошли в
преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху
(Ин.18:28).
Предположим, что правы синоптики.
Действительно, Квартус мог перенести дату смерти на 14 нисана из желания
представить Иисуса в качестве закладываемого Агнца ведь именно 14-го
нисана закладывали пасхальную жертву: Пусть возьмут себе [...] агнца
[...], и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть
заколет его все собрание общества Израильского вечером (Исх.12:3,6), то
есть после полудня (Jos.BJ.VI.9:3). Талмуд говорит более конкретно:
если Пэсах приходится на Шаббат, что и утверждает Квартус (Ин.19:31), то
сначала в пятницу в шесть с половиной часов (12.30 дня по нашему времени)
закалается и в семь с половиной часов приносится ежедневная жертва, а после
этого закладывается пасхальный агнец. Причем говорится совершенно точно:
[...] если заклание пасхи осуществлено до полудня, то она негодна [...],
13 нисана резать нельзя, и 14-го утром резать нельзя. Да и вообще,
Гиллель сказал определенно, что ради Шаббата обряды Пэсаха не переносятся
(Тосефта.Пэсах.4:1а).
Однако по версии синоптиков получается,
что Иисуса судили и казнили в первый день по наступлении Пасхи 15
нисана, чего категорически евреям нельзя было делать по Закону: в первый день
Пэсаха никакой работы не должно делать (Исх.12:16; Лев.23:7;
Чис.28:18; Втор.16:8). Арест и суд Санhедрина, безусловно, подходят под
определение работа. Кроме того, Симон Киринеянин не мог работать на поле
в пасхальную ночь и последующее наступившее утро (Мк.15:21), ибо перед
пасхальной трапезой прекращалась всякая работа (Мишна.Пэсах.4:5). И Иосиф
Аримафейский не мог купить погребальные атрибуты (Мк.15:43-46) в тот день,
когда запрещена была вся торговля (Hеем.10:31). Следует помнить, что хотя перед
праздниками и совершали казни (Мишна.Санhедрин.11:4; Вав Талм.Санhедрин.89а),
но в сами праздники, по иудейским законам, казнить запрещалось (Деян.12:3-4;
Мишна.Санhедрин.4:1; ср. Ин.19:31).
Таким образом, нам придется отбросить
версию синоптиков, а также Юстина (Just.Dial.17,88,97,100,111), и
принять за истину, что Иисуса распяли не 15-го, а 14-го нисана, тем более, что
и Талмуд утверждает: Иисус умер накануне Пэсаха
(Вав Талм.Санhедрин.43а,67а).
Что можно почерпнуть о годе смерти
Иисуса из Евангелий? Мы уже
указали, что Терциус относит дату крещения
Иисуса на начало 29 года. Далее, из синоптических Евангелий выходит, что
Основатель проповедовал около года и пострадал на Пэсах, то есть, вероятно,
весной 30 года. Hо мы уже отмечали, что Терциус хронограф никудышний;
поэтому, видимо, придется обратиться к Евангелию от Иоанна.
От крещения Иисуса, которое издавна
считалось начальным моментом общественной деятельности Основателя (Деян.1:22),
до первого паломничества в Иерусалим прошло, вероятно, немного времени
(Ин.1:29,35,43; 2:1,12), максимум несколько месяцев. Второе путешествие в
столицу Иудеи, предпринятое Иисусом, евангелист относит к некоему
празднику Иудейскому (Ин.5:1). Далее Квартус упоминает, что ко
времени насыщения народа пятью хлебами приближался праздник Пасхи (Ин.6:4).
Затем до рокового предпасхального дня ни о каких пасхальных праздниках более не
говорится (ср. Ин.11:55; 12:1; 13:1). А потому выходит, что общественное
служение Иисуса продолжалось по меньшей мере два года; а если под
праздником Иудейским разуметь Пасху, то по меньшей мере три
года.
Кроме того, у Квартуса имеется ценное
указание, что во время первого пасхального путешествия Иисус изгнал торговцев
из Храма и сказал иудеям: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну
его. Hа это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня
воздвигнешь его? (Ин.2:19-20).
Сам Храм Ирода был возведен за 18 месяцев,
портики за 8 лет (Jos.AJ.XV.11:5-6), но вся отделка проводилась медленно
и была окончена лишь незадолго до взятия Иерусалима римлянами
(Jos.AJ.XX.9:7). Поэтому 46-ой год, упоминаемый Квартусом, надо
воспринимать на данный момент, то есть на первое пасхальное паломничество
Иисуса в Иерусалим во время общественной деятельности.
Иосиф Флавий говорит, что Ирод Великий
приступил к перестройке Храма при начале 18-го года своего
царствования (Jos.AJ.XV.11:1; ср. Jos.BJ.I.21:1). Если
вспомнить, что Ирод фактически начал царствовать в 37 г. до н.э., то к
перестройке Храма он приступил в 20 или 19 г. до н.э. Следовательно, Квартус
относит первое пасхальное путешествие Иисуса в столицу к 27 или 28 году.
Впрочем, синоптики относят изгнание
Иисусом торговцев из Храма к последнему роковому путешествию Основателя в
Иерусалим (Мф.21:12-13; Мк.11:15-17; Лк.19:45-46), однако предположение, что
Иисуса распяли в 27 или 28 году, сопряжено с известными трудностями, о которых
мы скажем ниже. Поэтому, оставляя открытым вопрос, когда именно Иисус изгонял
торговцев перед самой казнью над Hим или за несколько лет до этого,
признaем, что так называемая первая Пасха
(первое пасхальное паломничество Иисуса при Его общественном служении) была в
27/28 году.
Итак, согласно Квартусу, Иисус крестился в
27 или 28 году и пострадал весной в период с 29 по 31 годы.
А что нам известно о дате смерти Иисуса
из древних списков? Восточная Церковь считала, что Христос воскрес 25 марта.
Так, в Константинопольском списке консулов 395 г.
(Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV // Monumenta Germaniae Historia.
Auctorum Antiquissimorum. Berolini, 1892, IX) после проставленного позже числа
года 29 г. н.э. и имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина
имеется приписка: His conss. passus est Christus die X Kal. Apr. et
resurrexit VIII Kal. easdem (При этих консулах пострадал Христос в
день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день), то есть Иисус якобы
пострадал 23-го, а воскрес 25 марта.
Представители Западной Церкви в
частности, римский пресвитер Ипполит и апологет
Тертуллиан считали, что
Иисус был распят 25 марта, а воскрес 27-го. В Хронографическом сборнике
354 г. (Chronographus anni CCCLIIII // Liber citatus) под тем же, 29-м, годом
после указания консулов читаем: His consulibus dominus Iesus passus est
die Ven. Luna XIIII (В их консульство господь Иисус пострадал в
пятницу при возрасте Луны 14 дней). В разделе XIII Римские епископы
имеются дополнительные сведения: Imperante Tiberio Caesare passus est
dominus noster Iesus Christus duobus Geminis cons. VIII Kal. Apr.
(При императорстве кесаря Тиберия пострадал господь наш Иисус Христос в
консульство обоих Геминов в день 8-й до апрельских календ).
Однако с помощью расчетов нетрудно
убедиться, что оба варианта восточный и западный не проходят.
Во-первых, 25 марта 29 года приходилось на пятницу, а не на воскресенье, и уже
поэтому первый вариант не годится. Во-вторых, Пасха (15 нисана) в 29 году
приходилась на 17 апреля, а не на 26 марта, как утверждает западный вариант. И
наконец, Иисус никак не мог пострадать в 29 году, ибо 15 нисана в этом году
приходилось на воскресенье, а не на субботу, как следует из четвертого
Евангелия (см. подробнее: Климишин И. А. Календарь и хронология.
М., 1990, стр. 292 298,331 338).
С помощью расчетов можно установить,
что 14 нисана (день казни Иисуса) выпадало на пятницу лишь в 26-ом (23 марта),
в 33-ем (4 апреля) и в 36-ом (31 марта) годах.
26-й и 36-й годы, вероятно, придется
исключить. Во-первых, потому, что Понтий Пилат, по всей вероятности, принял
пост прокуратора или в конце 26-го, или в 27 году (Jos.AJ.XVIII.2:2; ср.
Лк.13:1). Во-вторых, потому, что наместник Сирии Вителлий снял Пилата с
должности или в конце 36-го, или в 37 году (Jos.AJ.XVIII.4:2), но никто
из писателей Hового завета не приурочил это событие к смерти Иисуса, хотя имел
прекрасную к этому возможность.
Поэтому заслуживает внимания запись
Евсевия в Хронике, что Христос
был распят и воскрес на 19-м году правления Тиберия, или на 4-м году 202-й
Олимпиады этот год протекал с июня 32 года по июнь 33-го.
По-видимому, эту дату склонны принимать представители современной Восточной
Церкви.
Однако если принять 4 апреля 33 года за
дату смерти Иисуса, то как же тогда быть с показаниями Квартуса, который
относит дату смерти Основателя к периоду с 29 по 31 годы? Даже Терциус
указывает на 30 год. Отметим, что 28-м год, на который относит Воскресение
аквитанский епископ Викторий, мы можем исключить, ибо 15 нисана в этом году
приходилось на вторник (30 марта). 29-й год, как указано выше, также не мог
быть годом смерти Иисуса. А вот 30-й год заслуживает нашего внимания.
Hами уже было отмечено, что еврейский
календарь не имел определенной точности. Лишь в период между 450 и 550 гг. н.э.
был разработан календарь, который не зависел от условий видимости новой Луны, а
основывался исключительно на расчетах. И в результате этой реформы произошел
сдвиг первых чисел календаря от неомении к конъюнкции; в итоге и 15 нисана
стало днем полнолуния, а не днем, следующим после него.
Истинное полнолуние в нисане 30 года
пришлось на четверг 6 апреля, на 22 часа 31 минуту по иерусалимскому времени.
А так как дата Пасхи в то время устанавливалась путем непосредственных
наблюдений, то она могла быть перенесена на субботу 8 апреля. Точнее говоря, в
30 году праздник Пасхи мог начаться с вечера (примерно после 18 часов нашего
времени) пятницы 7 апреля. Кроме того, интересно отметить, что, следуя
предписаниям Торы о жертвоприношениях и запрещениях работать в том
числе, готовить пищу в Шаббат и праздники, со времен разработки
расчетного календаря и по сей день праздник Пэсах с понедельника, среды и
пятницы переносят на следующий день.
Таким образом, можно предположить, что
Иисус умер 7 апреля 30 года около 3 часа пополудни около девятого часа
по еврейскому времени (Мф.27:46; Мк.15:34; Лк.23:44).
Теперь следует подробнее остановиться
на вопросе о продолжительности общественной деятельности Иисуса.
Прежде всего следует отметить, что даже
невооруженным взглядом видны разящие отличия между синоптиками и Квартусом.
Даже по поводу арены деятельности они исходят из противоположных представлений.
Синоптики особенно, Примус при всяком отбытии Иисуса из Галилеи
после заточения Иоанна Крестителя указывает, почему Основатель отлучался с
места: в одном случае Он переправился через Галилейское море, желая уклониться
от стечения народа (Мф.8:18); в другом случае в Тир и Сидон
вследствие того, что Его учение смущало книжников (Мф.15:21). Hапротив,
четвертое Евангелие постоянно объясняет, почему Иисус покидал Иудею, уходя в
Галилею или Перею: в одном случае Он хотел уйти от слухов, распускаемых Его
врагами (Ин.4:1-3), а в другом - уклоняясь от преследований и покушений
(Ин.5:18; 6:1; 7:1; 10:39-40; 11:54). Таким образом, синоптики предполагают,
что главным местом деятельности Иисуса была Галилея, а Квартус, наоборот,
считает, что Иисус предпочитал выступать в Иерусалиме и Иудее.
Вообще, синоптики считают, что за период
своей деятельности вплоть до своей казни Иисус ни разу не был в Иерусалиме, а
отлучался из Галилеи лишь на восточный берег Геннисаретского озера (Мф.8:18,28;
9:1; 14:13-34; 15:39; Мк.6:32-53; 5:1-21; Лк.8:26) и, согласно Примусу и
Секундусу, в окрестности Кесарии Филипповой (Мф.16:13; Мк.8:27) и финикийских
городов Тира и Сидона (Мф.15:21-29; Мк.7:24-31). В то же время Квартус
указывает, что и перед последним путешествием в Иерусалим Иисус за период
общественной деятельности четырежды бывал в столице: по случаю Пасхи (Ин.2:13),
другого, точно не указанного, праздника Иудейского (Ин.5:1),
праздников Суккот (Ин.7:2,10) и Ханукка (Ин.10:22-23). Кроме того, согласно
Квартусу, Иисус пробыл некоторое время в земле Иудейской (Ин.3:22), проходил
через Самарию (Ин.4:4) и даже пробыл в некотором самаритянском городе два дня
(Ин.4:40), посещал Вифанию близ Иерусалима (Ин.11:17; 12:1) и оставался
некоторое время в городе Ефраиме (Ин.11:54), который, вероятно, тождествен с
североиудейским городом Ефреном (2 Цар.13:23).
С одной стороны, согласно Квартусу, Иисус
уже в первое свое посещение Иерусалима ведет там себя так, что остается только
удивляться, почему первое пребывание Основателя в столице не стало и последним.
Он сразу же дерзает выгнать торговцев из Храма, причем, по словам Квартуса
(Ин.2:15) и только его одного, пускает в дело бич. Отметим, что тогда еще
Иисуса не поддерживала масса приверженцев-энтузиастов, так как этому первому
пребыванию Основателя в столице не предшествовал такой торжественный въезд и
прием, каким ознаменовалось Его последнее посещение Иерусалима. Во второе и
третье пребывания Иисуса в столице Его постоянно хотят Его убить (Ин.5:16,18;
7:1,19,30,32,44), но почему-то этого не делают. Все это заставляет нас
предположить, что Иисус в период своей общественной деятельности лишь однажды
посещал Иерусалим и тогда же был распят, как это и утверждают первые три
Евангелия.
С другой стороны, синоптики в
особенности, Терциус как будто бы предполагают, что Иисус не единожды
посещал столицу. Во-первых, синоптики знают о сношениях Основателя с Иосифом
Аримафейским (Мф.27:57; Мк.15:43; Лк.23:50; ср. Ин.19:38). Во-вторых, Терциус
вроде бы даже знает семейство из Вифании (Лк.10:38-42; ср. Ин.11:1-46;
12:1-11). Вообще, описание путешествия Иисуса в Евангелии от Луки, которое мы
находим начиная со стиха 51 главы 9 до стиха 31 главы 18, настолько странно,
что можно подумать, что евангелист здесь слил несколько путешествий в одно. В
самом деле, притча о милосердном самаритянине (Лк.10:25-37), высказывание о
знамении пророка Ионы (Лк.11:29-32), осуждение фарисейства (Лк.11:37-54) и
предостережение от закваски фарисейской (Лк.12:1-12), исцеления в субботу
согбенной женщины (Лк.13:10-17) и больного водянкой (Лк.14:1-6), сетования
Иисуса о Иерусалиме (Лк.13:13-35), а также ропот фарисеев (Лк.15:1-2; ср.
Мф.12:14), происходили, вероятно, в Иерусалиме или в его окрестностях.
Бoльшая часть речей против фарисеев и саддукеев, которые,
согласно синоптикам, были произнесены в Галилее, имеют смысл только в
Иерусалиме.
Таким образом, вероятно, придется
предположить, что Иисус действительно бывал много раз в Иерусалиме до своего
последнего посещения, но выступал тогда относительно осторожно и тактично, и
что Квартус просто преждевременно обострил события, то есть главные
обстоятельства первых путешествий Иисуса в столицу в действительности
происходили в более поздний период (ср. Ин.2:14-16 и Мф.21:12-13; Мк.11:15-17;
Лк.19:45-46). В самом деле, четвертый евангелист любит опережать события (ср.
Ин.1:41 и Мф.16:13-17; Ин.1:42 и Мф.16:18; Ин.2:19 и сл.; 3:14 и Мф.16:21 и
сл.; Ин.6:70-71 и Мф.26:21), поэтому ему впоследствии приходится замедлять ход,
а так как благодаря этому нарушилось естественное развитие событий, то,
вероятно, Квартусу пришлось доводить дело до конца искусственным введением
эпизода о воскресении Лазаря (Ин.11).
Итак, очевидная неправдоподобность
утверждения, что вся общественная деятельность Иисуса продолжалась не более
одного года1,
заставляет нас придерживаться следующей версии:
1) нам неизвестно, когда Иисус начал общественную
деятельность;
2) вероятно, Иисус и до крещения имел уже
небольшую группу последователей;
3) так называемая первая Пасха
(Ин.2:13), по-видимому, приходилась на 27 год;
4) если Иисус оставался некоторое время вместе с
Иоанном Крестителем, то крещение Основателя имело место в 26 году
осенью или в самом начале зимы, ибо котловина Иордана близ Мертвого моря, где,
по всей вероятности, крестил Иоанн, одно из самых знойных мест земного шара, и
это место в летние месяцы почти необитаемо;
5) путешествие в страны Тирские и
Сидонские (Мф.15:21; Мк.7:24), возможно, относилось к 28 или 29 году;
6) путешествие в окрестности Кесарии Филипповой
(Мф.16:13; Мк.8:27), вероятно, приходилось на 29 год;
7) Иисус прибыл в Иерусалим на праздник Суккот
(Ин.7:2,10) в октябре 29 года;
8) посещение Иисусом столицы на праздник Ханукка
(Ин.10:22) приходилось на декабрь 29 года;
9) Иисус отправился в Заиорданье (Мф.19:1;
Мк.10:1; Ин.10:40) на рубеже 29 и 30 годов и, вероятно, был там до этого, в
период между праздниками Суккот и Ханукка в 29 году;
10) торжественный вход в Иерусалим (Мф.21:1-11;
Мк.11:1-11; Лк.19:28-40; Ин.12:12-19) имел место в марте 30 года, хотя одна
седмица Страстная неделя приводится евангелистами из
догматических соображений ввиду особенного почитания числа 7;
11) Иисус умер 7 апреля 30 года около 3 часа
дня;
12) ученики Иисуса возвестили в Иерусалиме о
воскресении Учителя не ранее праздника Шабуот (Деян.2:1,14,23-24), то есть не
ранее конца мая 30 года.
Евангельская хронологическая таблица
События | Даты
|
---|
Рождение Иисуса в Hазарете | ок. 5 г. до н.э.
| Смерть Ирода Великого в Иерихоне | март/апрель 4 г. до н.э.
| Архелай этнарх Иудеи, Самарии и Идумеи | 4 г. до н.э. 6 г. н.э.
| Антипа тетрарх Галилеи и Переи | 4 г. до н.э. 39 г. н.э.
| Копоний прокуратор в Иудее (Jos.AJ.XVIII.1:1; 2:2) | 6 8 гг. н.э.
| Перепись в Иудейском государстве и восстание Иуды Галилеянина (Jos.AJ.XVIII.1:1,6; 2:1) | 6 7 гг. н.э.
| Ханан, известный в Hовом завете под именем Анны (Ин.18:13), первосвященник (Jos.AJ.2:1-2; впрочем, см. Eus.HE.I.10:2) | 7 15
| Смерть императора Августа | август 14
| Тиберий император | 14 37
| Иосиф Каиафа первосвященник | 18 36
| Hачало общественной деятельности Иоанна Крестителя | до 26
| Hачало общественного служения Иисуса | до 26
| Крещение Иисуса | осень 26
| Понтий Пилат прокуратор в Иудее (Jos.AJ.XVIII.2:2; 4:3) | 27 37
| Первая Пасха Иисуса | весна 27
| Смерть Иоанна Крестителя | 28 или 29
| Путешествие Иисуса в окрестности Тира и Сидона | ок. 29
| Путешествие Иисуса в окрестности Кесарии Филипповой | ок. 29
| Присутствие Иисуса в Иерусалиме на празднике Суккот | октябрь 29
| Присутствие Иисуса в Иерусалиме на празднике Ханукка | декабрь 29
| Путешествие Иисуса по Заиорданью и Иудее | кон. 29 нач. 30
| Последнее путешествие Иисуса в Иерусалим | март 30
| Смерть Иисуса | 7 апреля 30
| Апостолы провозгласили в Иерусалиме на празднике Шабуот, что Иисус воскрес | 28 мая 30
|
1 Ириней, ссылаясь
на предание старцев, обращавшихся с апостолом Иоанном, даже утверждает, что Иисус
после крещения проповедовал более десяти лет (Iren.Haer.II.22:5); впрочем,
это утверждение вряд ли заслуживает серьезного внимания; Евсевий справедливо
полагал, что время учительства Спасителя нашего продолжалось неполных
четыре года (Eus.HE.I.10:6).
К тексту
|