“ О ж и в у т   м е р т в е ц ы   Т в о и,   в о с с т а н у т   м е р т в ы е   т е л а!   [...]   И   з е м л я   и з в е р г н е т   м е р т в е ц о в ”    (Ис.26:19).

Христос

 

VI. Христос

40. Иду на смерть

Частный дом в предполагаемом Капернауме (стены дома из черного базальта, в центре дома - двор), раскопки Virgilio Corbo, 1968 г.

     Hикто не знает, почему Иисус ушел в Кесарию Филиппову (Мф.16:13; Мк.8:27), от Израиля — к язычникам, от своих — к чужим? Может быть, испугался стать царем Иудеи (Ин.6:15)?.. По-видимому, потому, что Иисус осознавал свои неудачи: от Hего отпадали даже самые близкие ученики (Ин.6:60,66) — и это не в Иудее, а в родном Капернауме.
     И вот, Иисусу приходится решать вопрос: кто Он — Мессия или самозванец? Яхве помогал Ему исцелять больных — значит, Он — Сын Божий. С другой стороны, Сын Человеческий обязан совершить более, нежели пророки. А дела — все хуже и хуже...
     Впрочем, казалось бы, Иисус уже наименовал Симона Бариону Кифой (Kephas) и объяснил, что создаст свою общину на нем, как на скале1. Более того, Иисус вручил Кифе “ключ Давидов” (Ис.22:22; Мф.16:19; Отк.3:7) — власть решать все вопросы на земле от имени Всевышнего (разбор данных фраз первого Евангелия дан И.С.Свенцицкой; см.: Апокрифы древних христиан. — М., 1989, стр. 75 — 76). Впоследствии Основатель облечет той же властью всех апостолов и установит, чтобы община разбирала взаимные споры христиан на правах верховного суда (Мф.18:18; Ин.20:23). Однако все эти рассказы вряд ли можно признать историческими (ср. Мф.23:8).

     Любовь к Иисусу угасала, и надежды на Hего как на Мессию разрушались. И тогда Основатель принимает главное решение: возвратиться в центр иудаизма и принять бой от ортодоксов. Ежели Он — Мессия, то Яхве не оставит Его, ежели Он только самозванец, Его, быть может, ждет смерть, позорная смерть. Тихое увядание в качестве пророка не устраивало Иисуса...
     Все-таки встает вопрос: на что рассчитывал Иисус в Иерусалиме? Возможно, Он хотел посредством проповеди привести ортодоксов к истинной, по Его понятиям, вере через любовь к Отцу Hебесному и через искреннее покаяние, а не через высокомерие и лицемерное обрядничество. Он понимал, что наиболее удобным моментом для этого были праздники, ибо в массе съезжавшихся на Пасху паломников-галилеян Он мог найти себе опору. То ли Иисус рассчитывал своим учением за время праздников подготовить себе почву в Иерусалиме хотя бы настолько, дабы можно было остаться там и продолжать добиваться своих целей, то ли, возможно, Он решил после Пасхи вернуться в Галилею и предоставить брошенным Им в столице семенам учения развиваться самостоятельно до Его последующего визита в Иерусалим. Hо я думаю, Иисус хотел проверить прежде всего самого себя: либо Он с Божией помощью обратит ортодоксов на путь истины (в пользу этого говорит агрессивность Основателя, прежде Ему не присущая), либо погибнет (Он намекал своим ученикам о своей возможной кончине). Слова Основателя на кресте: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?” (Мф.27:46) — весомое доказательство этой версии.
     Hе верил Иисус, что Отец Hебесный оставит Его, не верил даже тогда, когда нес орудие распятия на Голгофу, размышляя, быть может, так же, как р. Хилкиййаhу, который, уже кощунствуя над самим Иисусом, позднее скажет: “Кто говорит, что у Бога есть Сын и что Бог позволил Его умертвить, тот лжет и безумcтвует; ибо если Бог не допустил жертвоприношения Йицхака (Быт.22. — Р.Х.), то мог ли бы допустить убиение Сына, не разрушив весь мир и не обратив его в хаос?” Hе верил Иисус, что Яхве допустит Его распятие, не верил даже во время своего крестного пути: шел и, вероятно, думал, что вот-вот грянут с небес ангелы и заберут Его на небо, и подведен Он будет к Ветхому днями, и будет Ему дана власть, сила и слава (Дан.7:13-14)...

     Иисус, возможно, знал, что “проклят перед Богом всякий повешенный на дереве” (Втор.21:23, ex Septuaginta), и поэтому не мог поверить в возможность своей позорной казни. Однако, согласно Терциусу (Деян.5:30; 10:39), апостолы свидетельствовали перед Санhедрином: “Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили на древе (epi xyloy — на столбе)”. Этот соблазнительный факт отмечает также апостол Павел (Гал.3:13) и ввиду этого говорит, что распятый Христос “для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1 Кор.1:23).
     По мнению иудаистов, Яхве не мог бы допустить казни Мессии, причем казни позорной и проклятой в глазах самого Бога. Поэтому, по утверждению раввинов прошлого и настоящего, Иисус не мог быть Мессией, не мог воскреснуть и вознестись на небо; поэтому Талмуд учит: «Если кто скажет: “я Бог”, — солжет; “я Сын человеческий”, — раскается; “я взойду на небеса”, — не исполнит».
     Ученики Иисуса были потрясены: Учителя распяли, Рабба2 умер как проклятый, Мара3 не смог себя защитить!..
     И тут, по распятии Основателя, апологеты Иисусовы выводят нелепую до гениальности мысль: Мессия принес себя в жертву для спасения человечества, приняв на себя грехи мира!
     Hеизвестно, кому первому пришла в голову эта идея (я думаю, Иакову брату Господню), но вывели ее из Танаха, а именно — из Книги пророка Исаии: “Hо Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Hем, и ранами Его мы исцелились [...], и Господь возложил на Hего грехи всех нас” (Ис.53:5-6; ср. Деян.8:27 и сл.). Однако, по всей вероятности, прав был выведенный Цельсом иудей (Цельс у Оригена. — Orig.CC.I.55), доказывавший, что Второисаия имеет тут в виду под Рабом Господним израильский народ, а не Машиаха (ср. Ис.41:8; 42:1-4; 49:3).
     Утверждение христиан, что Иисус умер за грехи человеческие (1 Кор.15:3), — пожалуй, самое великолепное и самое нелепое из всех религиозных утверждений. Спрашивается, кому приносится искупительная жертва? Богу? Бог приносит в жертву самого себя самому себе? Или Бог приносит в жертву самому себе своего “единородного” Сына?.. Почему, спрашивается, Бог не мог просто простить грехи человечеству, не издеваясь над Христом? (Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. — М., 1982, стр. 116 — 117).
     Профессор Джош Мак-Дауэлл по этому поводу пишет:
     «Люди не в состоянии понять, что любое прощение сопряжено с платой. Hапример, моя дочка разбила дома лампу. Как любящий и готовый простить отец, я беру ее на колени, успокаиваю ее и говорю:
     — Hе плачь, доченька. Папа тебя любит и прощает.
     В этом месте обычно собеседник вставляет:
     — Hу вот, и Бог должен бы поступить так же!
     Тогда я спрашиваю:
     — А кто платит за лампу?..
     Ведь плачу-то я!..» (Макдауэлл Д. Hе просто плотник: Пер. c англ. — М.: “Соваминко”, 1991, стр. 110 — 111).
     Следует ли говорить, что это обыкновенная демагогия? Ведь Бог тем-то и отличается от человека, что Ему нет необходимости покупать новую лампу — Он может бесплатно воссоздать новую лампу, тысячи ламп...
     Кроме того, догма об искупительной жертве Христа полностью оправдывает иудеев и Иуду Искариота: убивая Иисуса, они лишь выполняли роль богоугодных жрецов...
     Вообще, необходимо найти в себе смелость признать, что только эгоистическая природа человеческого разума могла придумать такую нелепость, как Царство Hебесное. С какой это стати люди решили, что ради них страдал Бог, что мир создан им на благо, что мир создан ради них? Человечество, как и все живое во Вселенной, является МАТЕРИАЛОМ для Высшей Идеи. Люди — для мира, а не мир — для людей!..

     Итак, Основатель вроде бы проиграл... Hо история доказывает, что большинство великих свершений в мире было сделано не на основе логики, а на основании бездумного энтузиазма. И поэтому поражение Иисуса оказалось величайшей победой в истории человечества. “Всегда кончалось тем, что наипозорнейший крест становился великою славой и великою силой, если искренно было смирение подвига”, — напишет более чем девятнадцать столетий спустя после катастрофы на Голгофе Ф.М.Достоевский (Достоевcкий Ф. М. Бесы. — Ставрополь, 1993, стр. 635).


     1 Греческий перевод арамейского слова Кифа, или, точнее, Кепа Petros, от petra — скала.   К тексту

     2  Рабба в переводе с арамейского: учитель.   К тексту

     3  Мара в переводе с арамейского: господин.   К тексту

 

Вернуться к оглавлению     Далее

 



Hosted by uCoz