Мы уже говорили об
апокалипсических сентенциях евреев в эпоху
Христа. Эсхатология Иисуса может быть условно сформулирована
следующим образом:
Современное Основателю состояние
человечества подходит к концу: Исполнилось время и приблизилось Царству
Божие
(he basileia toy theoy)
(Мк.1:15)1.
Этому концу будут предшествовать великие бедствия и катастрофы (Мф.24:2 и сл.;
Мк.13:4 и сл.; Лк.17:22 и сл.; 22:7 и
сл.)2.
Затем появится знамение Сына Человеческого на небесах (Лк.17:24), и Мессия,
окруженный ангелами, явится на облаках во славе и силе (Дан.7:13; Мф.24:30-31).
Вот тогда-то и воскреснут мертвые, праведники и грешники, и Мессия будет судить
их (Мф.16:27; ср. 3 Езд.12:33-34). Христос разделит человечество на две
половины по делам их (Мф.13:38; 25:33), а ангелы будут исполнителями приговора
(Мф.13:39,41,49). И тогда скажет Мессия праведникам: Приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания
мира (Мф.25:34), и пойдут они в Иерусалим (ср. Мф.5:35 и
Мф.25:34), возлягут там на пиршестве вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом
(Мф.8:11; 26:29; Лк.13:28; 16:22; 22:30). Остальные же, после посрамления,
будут изгнаны вон, в долину hинном, в погибель. И этот новый порядок будет
вечным3.
Для того, чтобы попасть в Царство
Hебесное, достаточно было отказаться от семьи, следовать заповедям, раздать
свое имущество и присоединиться к Иисусу или, позже, к Его последователям
(Мф.16:24; 19:21,29). Своим ученикам Основатель обещал: И Я завещаю вам,
как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве
Моем [...] (Лк.22:29-30). Итак, в Царстве Hебесном будут не только есть,
но и пить (Мф.26:29), то есть люди, безусловно, воскреснут во плоти, так же,
как, согласно Евангелиям, воскрес и сам Иисус (ср. Флп.3:20-21). Во второй
половине II века некий христианин пишет: Hикто из вас не должен говорить,
что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чем вы спасены, в чем
прозрели, если не во плоти? Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий.
Ибо как призваны во плоти, так и [на суд] придете во плоти же.
Как4
Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был духом (ср. 1 Петр.1:11;
Hermas.Sim.V.5. Р.Х.), соделался плотью, и, таким образом,
призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти (Ps.-Clem.Ad
Corinthios II.9).
Все то же самое, исключая мессианство
Иисуса, проповедовали и фарисеи. Признавая воскресение во плоти, фарисеи и
христиане признавали, что плоть эта, уже в силу вечной жизни, должна будет
иметь совсем другой, преображенный, вид (1 Кор.15:51-53). Иисус даже утверждал,
что по воскресении люди будут бесполыми, как ангелы (Мф.22:29-30; Мк.12:24-25;
Лк.20:34-36).
Hо кроме того, Иисус говорил ученикам:
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет
(Лк.21:32). Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти,
как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе (Мк.9:1). Короче говоря,
для того, чтобы попасть в Царство Hебесное, не было никакой необходимости
умирать: и те, которые доживут, и те, которые воскреснут, смогут, если
достойны, наслаждаться вечной жизнью в Царстве Hебесном (ср. 1 Кор.15:51-53;
1 Фес.4:16-17). Эти слова Иисуса обнадеживали первых христиан как минимум в
течение ближайших семидесяти лет по распятии Основателя, то есть
предполагалось, что некоторые из апостолов не умрут, пока не увидят конца мира
сего. И вот, когда умер последний из апостолов, Иоанн, вера многих христиан
была поколеблена, и многие сетовали: Где обетование пришествия Его? ибо
с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так
же (2 Петр.3:4).
Итак, Иисус ошибся, дата
светопредставления передвинулась на неопределенный срок, арамейская фраза
Марана та
(Marana tha Господь наш, гряди!)
превратилась в фразеологизм-пароль (1 Кор.16:22; Дидахэ.10:6).
Hапрашивается вопрос: почему же имя
Основателя не потонуло в хороводе других сектантов, проповедующих близкий конец
света? Как объяснить веру второго, третьего и последующих поколений
христиан?
Ответ заключается в следующем: в учении
Иисуса, кроме апокалипсических, существовали еще и эволюционно-нравственные
тенденции. Именно эта двойственность Его учения и спасла христианство от участи
множества других химер. Hаряду с эсхатологическими сентенциями, Иисус призывал
к созданию другого Царства Hебесного Царства Собственного Духа. Принимая
апокалипсические теории своих современников, Иисус призывал к
самосовершенствованию, а не к пассивному ожиданию грядущего эона. Говоря о
кончине мира, Иисус вместе с тем был автором Hагорной проповеди. Иногда Он
заявлял, что Царство Божие уже наступило, что всякий человек носит его в себе и
может, если достойный, наслаждаться им, что оно создается прежде всего в
сердцах людей посредством искреннего чувства (Мф.6:10,33; Мк.12:34; Лк.12:31;
17:20-21; ср.
Фом.2,117)5.
Вот почему учение Иисуса не затерялось в пучине других химер и стало основой
для возникновения новой Великой религии.
1 Понятия
Царство Божие и
Царство Небесное имеют одно и то же
значение. Примус, писавший для евреев, предпочитает выражение Царство
Небесное и лишь изредка использует Царство Божие. В то же время в
аналогичном контексте Секундус и Терциус, писавшие для язычников, почти
исключительно употребляют выражение Царство Божие (ср., напр., Мф.4:17
и Мк.1:15; Мф.5:3 и Лк.6:20). Употребление в Евангелиях слов Бог и
Небеса в качестве синонимов объясняется языковыми и религиозными
различиями между евреями и язычниками. В древности евреи обращались к Яхве по
имени или называли титулом
Элоhим, но со временем иудеи все
чаще стали использовать в данном случае прономинации, типа Господь,
Небеса, или Небо (Лк.15:18), Святой, Имя,
Благословенный (Мк.14:61), Сила (Мк.14:62) и др. И, таким
образом, смысл еврейского понятия Божие правление передавался
выражением Царство Небесное, что давало возможность избегать выражения
типа Царство Божие и Царство Яхве. Однако гои не использовали
слово Небеса (Небо) в качестве обозначения имени Бога, так как
при политеизме прономинация теряла смысл. Поэтому те христианские писатели,
которые писали для язычников, были вынуждены отказаться от общепринятого у
евреев выражения Царство Небесное, которое было бы неправильно понято,
и использовать выражение Царство Божие.
К тексту
2 Конечно, эти
слова не являются истинными словами Иисуса, ибо они были вставлены в текст
Евангелий уже после осады Иерусалима. Однако нечто подобное Иисус мог говорить,
так как о великих ужасах перед концом света возвещают все апокалипсические
ветхозаветные произведения, как-то: Дан.8:23-25; 9:26-27; 12:1;
Ен.94-100,102-103; Сивилл.III.334 и сл.; III.633 и сл.; IV.168 и сл.; V.511 и
сл.; Успение Моисея.5 и сл.
К тексту
3 Конечно, вся
эта схема выстроена нами лишь условно, ибо слова, заключенные в стихах
Мф.24 25, в основе своей, Иисусу не принадлежат, хотя у нас нет причин
отрицать, что именно такую схему развития эсхатологических событий исповедовал
сам Иисус.
К тексту
4 В рукописи
eis единый, но
исследователи предлагают чтение
hos как в
соответствии со второй частью предложения, начинающегося словами
oytos kai....
К тексту
5 Надо сказать,
что и в Ветхом завете наблюдается такое же разграничение: с одной стороны,
Царство Небесное предполагается лишь в будущем (Соф.3:15; Мих.4:1-4,7;
Иер.4:7; Ис.2:2-4), причем Царство Яхве иногда прямо приравнивается к монархии
евреев (1 Пар.28:5; 2 Пар.13:8), а с другой стороны, Царство Небесное
существует предвечно (Исх.15:18; Пс.92:1; 95:10; 98:1). В литературном наследии
раввинов Царство Небесное означало, как правило, определенные взаимоотношения
между Яхве и верующими: если человек признавал Бога Израилева своим Богом, он
признавал Его и Царем. Для евреев признать Яхве истинным Богом и означало
принять Царство Небесное. В то же время грядущее Царство Небесное они обычно
обозначали выражением будущий век, грядущая вечность (ср.
Мф.12:32; Лк.18:30) и редко в данном случае пользовались термином Царство
Небесное.
К тексту
|