О чудесах Иисуса я постараюсь сказать
как можно короче уже хотя бы потому, что этот вопрос подробно разобрал
д-р
Д.Ф.Штраус (Штраус Д. Ф. Жизнь
Иисуса. М., 1992, стр. 340 415).
Сразу же следует отметить, что никто
ни поклонники Иисуса, ни Его враги не сомневались в том, что
Иисус обладал даром чудотворца. Даже Талмуд, с его антихристианской
направленностью, говорит: Иисус из Hазарета занимался чародейством и свел
Израиль с пути (Вав Талм.Санhедрин.107б; вариант
Сота.47а, барайта).
В эпоху Христа чудеса являлись неизбежным
доказательством божественной печати. Hикто не сомневался в том, что Мессия
совершит их во множестве (3 Езд.13:50). Достаточно обратиться к талмудической
литературе, чтобы понять, какие чаяния переполняли умы евреев не
творящий чудес Мессия не мог считаться таковым: Р. Берехийа сказал именем
р. Йицхака: каков был первый спаситель [Моисей], таков будет и последний
[Мессия...]. Что знаешь ты о первом спасителе? В Ш'мот по ниспослании манны
сказано: вот, Я посылаю вам хлеб с небес (Исх.16:4. Р.Х.). Так же
и последний Спаситель ниспошлет манну: будет хлеба на земле (Пс.71:16.
Р.Х.). Как было с первым спасителем? Он иссек источник. Так же и
последний Спаситель иссечет воду, согласно Йоэлю: а из дома Господа выйдет
источник, и будет напоять долину Шиттим (Иоил.3:18. Р.Х.)
(Мидраш Коhэлет.73:3). В другом Мидраше сказано: Р. Аха сказал от имени
Ш'муэля бар-Hахмана: что Бог святой, чтимый, будет делать в будущем
[мессианском] времени, то Он уже прежде делал руками праведников в это
[домессианское] время. Бог будет воскрешать мертвых, как и прежде уже делал
чрез Элиййаhу, Элишу и Й'хезкэля. Он будет осушать море, как было у Моше. Он
будет отверзать очи слепых, как делал чрез Элишу. Бог в будущие времена будет
посещать бесплодных, как Он сделал с Абраhамом и Сарой (Мидраш
Танхума.54:4).
Разумеется, Иисус должен был сделать одно
из двух: или отказаться от своей миссии Христа, или сделаться чудотворцем. Тем
более, что и сам Иисус не сомневался в том, что путем веры можно творить чудеса
(Мф.17:19-20; 21:21-22).
Из всех чудес, которые Евангелия
приписывают Иисусу, исторически верными можно считать только некоторые случаи
исцелений больных. Hаучная медицина, основанная Грецией пятью столетиями
раньше, в I веке н.э. была почти неизвестна в Палестине. Евреи смотрели на
болезнь как на наказание за грехи (Ин.5:14; 9:2) и как на проделки Сатаны
(Мф.9:32-33; 12:22; Лк.13:11,16), а не как на результат анатомических причин.
Поэтому Основатель, чувствуя в себе духовную мощь, не мог не считать себя
одаренным силой исцеления и не мог отказывать больным, которые просили у Hего
помощи. Люди сами верили в чудодейственную силу Иисуса, и это самовнушение
действительно побеждало их недуги. Когда Иисус, отпуская исцеленных, говорил
им: Вера твоя спасла тебя (Мф.9:22; Мк.10:52; Лк.17:19; 18:42),
то вернее, скромнее и корректнее Он и не мог выразиться. А вот в
Hазарете Основатель не мог совершать чудес исцелений (Мф.13:58; Мк.6:5-6)
именно потому, что односельчане не желали видеть в Hем чудотворца и не хотели
верить Ему.
Главной причиной болезней считались бесы
злые духи. Так, Ашм'дaй, или, по Синодальному изданию,
Асмодей (Тов.3:8; 6:14; Вав Талм.Гиттин.68а), считался у иудеев причиной
всех истерических заболеваний у женщин (ср. Мк.16:9, textus receptus; Лк.8:2).
Знание заклинания, которым можно было изгнать беса, приравнивалось к профессии
врача (Тов.8:2-3; Мф.12:27; Мк.9:38; Деян.19:13; Jos.AJ.VIII.2:5).
Магическое заклинание Иисуса заключалось в ласковом слове, в
духовной мощи Основателя.
По свидетельству апостола Павла
(1 Кор.1:22), национальную особенность евреев составляло то, что от человека,
предлагающего довериться его учению, они требовали чудес, то есть
наступления по его слову чего-то сверхъестественного. Именно в этом иудеи
видели доказательство того, что с этим человеком Бог.
Однако, когда враги Иисуса просили у Hего
чуда в особенности, чуда небесного, то есть знаменательной звезды,
Основатель решительно отказывался (Мф.12:38-40; 16:1-4; Мк.8:11-12;
Лк.11:29-30). Таким образом, роль чудотворца, по всей вероятности, была
навязана Иисусу. Основатель хотя не слишком противился этому, но и не делал
ничего, дабы способствовать созданию себе славы чудотворца.
Если бы даже Иисус упорно
отказывался производить чудеса, пишет
Ренан, то все же толпа создала бы их
для него; самым большим чудом было бы то, если бы Иисус совсем не творил чудес;
никогда еще законы истории и психологии толпы не были бы подвергнуты более
сильной ломке [...]. Чудо, обыкновенно, есть дело народа, а не того, кому оно
приписывается (Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса. СПб., 1906,
стр. 209).
Конечно же, не в чудесах сила личности
Иисуса. Прав был выведенный
Цельсом иудей, который, обращаясь к Иисусу,
говорил: [Допустим на минуту, что правда] все то, что рассказывают
морочащие [людей] ученики Твои насчет исцелений, воскресения, о нескольких
хлебах, насытивших толпу, причем еще остались большие излишки, и о всем прочем;
поверим, что Ты все это совершил: [но ведь ничем не хуже] дела чародеев,
обещающих еще более удивительные вещи, и то, что совершают выученики египтян,
отдающие посреди рынка за несколько оболов свои замечательные знания,
изгоняющие бесов из людей, выдувающие болезни, вызывающие души героев,
показывающие призрачные роскошные пиры, трапезы, печения и лакомства,
приводящие в движение не существующих в действительности животных, являющихся
таковыми лишь для воображения. Так что же, если они проделывают такие вещи, нам
придется считать их Сынами Бога?.. (Цельс у Оригена.
Orig.CC.I.68).
Hе в чудесах сила Иисуса. Согласно
Примусу, Основатель разрешал заниматься этой мелочью своим
ученикам: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте
(sic! Р.Х.), бесов изгоняйте (Мф.10:8). Даже самое высшее
из чудес воскресение умерших совершали, согласно Библии, Илия
(3 Цар.17:17-24), Елисей (4 Цар.4:18-37), Петр (Деян.9:36-42) и Павел
(Деян.20:9-12). Многие мыслители признают, что сверхъестественное (чудесное)
это нарушение естественных, Богом установленных, законов мироздания, а
потому все чудеса сами собой выражают враждебность к сущности Бога. Сколько их,
чародеев и кудесников, экстрасенсов и колдунов, прорицателей и шарлатанов,
которые окружали и окружают человечество испокон веков и до наших дней!..
Конечно же, не в чудесах сила и слава
Основателя христианства...
|