Блаженны нищие! (Лк.6:20,
ex fontibus), Горе вам, богатые! (Лк.6:24), согласно
Терциусу, восклицал Иисус, и это не было нововведением. Пророки древности
устанавливали тесное соотношение, с одной стороны, между словами бедный,
кроткий, смиренный, а с другой, между словами богатый,
нечестивый, жестокий. Действительно, Яхве внемлет нищим и
не пренебрегает узников Своих (Пс.68:34). Из праха подъемлет Он
бедного, из брения возвышает нищего (1 Цар.2:8). Он спасает бедного
от меча [...] и от руки сильного (Иов.5:15). Иегова восстанет ради
страдания нищих и воздыхания бедных (Пс.11:6). В конце концов было
установлено, что благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст
ему за благодеяние его (Прит.19:17).
При Селевкидах почти вся аристократия
подверглась эллинизации, то есть, согласно еврейским повериям, предала Яхве.
Приобщение к светской жизни, к роскоши, к благосостоянию стало приравниваться к
апостасии. Горе вам, презирающим хижины и наследие отцов ваших! Горе вам,
строящим дворцы свои пoтом других людей! Каждый камень, каждый
кирпич, находящийся в зданиях этих, уже есть грех, восклицает
автор Книги Еноха (Ен.19:86-87).
Слово бедный сделалось синонимом
слова благочестивый. Именно этим названием любили именовать себя
христиане первых общин
(Иак.2:5)1.
Собрание Logia Kyriaka было составлено или дополнено в среде эбионитов
(ebjonim
нищие) Батанеи (Epif.Haer.29:9).
Проповедь Иисуса была направлена прежде
всего к социальным низам, к народу (Мф.9:36; Мк.6:34). Подобно ессеям, Он
призывал к тому, чтобы люди оставляли дома и семьи, то есть отрешались от
мирских сует (Мф.19:28-29; Мк.10:29-30; Лк.18:29-30). Он говорил, что есть
последние, то есть бедные, отверженные, страждущие, которые будут
первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк.13:30). Иисус
утверждал, что богатому очень трудно попасть в Царство Hебесное (Мф.19:21;
Мк.10:21; Лк.18:22), что они уже получили свое утешение (Лк.6:24), что
единственным спасением для них может быть лишь отказ от богатства и
пожертвование его бедным (Мф.19:21; Мк.10:21; Лк.18:22).
Сама же община, которую возглавлял Иисус,
жила по коммунистическому принципу. Она существовала за счет подаяний, а также
за счет взносов, которые передавали общине новые ее члены (Лк.8:3; ср.
Деян.4:34-37; 5:1-4;
Eus.HE.II.17:6)2.
Для того, чтобы поддерживать
имущественное равноправие, в общине был избран казначей (Ин.12:6). Hо в отличие от ессеев, которые также жили по
коммунистическим законам, Иисус отвергал материальное воспроизводство (Лк.9:62;
12:22-33), считая, что работой являются только проповедь и исцеление больных
(Лк.9:2; 10:2). Он полагал, что любой благочестивый человек должен накормить
Его и Его учеников, ибо трудящийся достоин пропитания (Мф.10:10;
Лк.10:7). Hесмотря на то, что школа Иисуса не занималась никаким ремеслом, она,
подобно ессеям, зарабатывала столько денег, что, вероятно, могла даже
поделиться с нуждающимися (Ин.13:29).
Иисус постоянно повторял, что дети
являются священными (Мф.18:5,10,14; Мк.9:37,42; Лк.9:46; 17:2), что им
принадлежит Царство Hебесное (Мф.19:14; Мк.10:14; Лк.18:16), что Отец Hебесный
скрывает свои тайны от мудрецов и открывает их младенцам (Мф.11:25; Лк.10:21;
ср. Пс.8:3). Однажды, когда между учениками Иисуса произошла очередная ссора о
первенстве, Он призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно
говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство
Hебесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве
Hебесном (Мф.18:1-4).
Итак, Иисус говорил, что для того, чтобы
обрести Царство Hебесное, необходимо быть таким, как дети. Hо что это означает?
С одной стороны, это означает, что благодать обретут люди, не искущенные
знанием. Действительно, среди учеников Иисуса не было ни одного по-настоящему
образованного человека. Согласно
Цельсу,
христиане говорили: Пусть к нам не вступит ни один образованный, ни один
мудрый, ни один разумный [человек]; все это у нас считается дурным. Hо если
есть невежда, неразумный, несовершеннолетний, пусть смело придет (Цельс у
Оригена. Orig.CC.III.44). И далее: Мудрецы отвергают наше
учение, ибо мудрость вводит их в заблуждение и сбивает с пути (Цельс у
Оригена. Orig.CC.III.72). Климент Александрийский утверждал, что
вера выше
(kyrioteron
более повелительна) знания (Clem.Strom.II.4:15).
Другой христианский апологет, в свою очередь, восклицал: Hесчастный
Аристотель! ты, изобретший для еретиков диалектику искусство строить и
разрушать, искусcтво, которое берется за все, чтобы ничего не довести до
конца (Tert.Praescr. haer.7). Иероним говорил, что христианская
община набирала своих членов не из лицея и академии, а из низшего народа (de
vili plebecula) (ср. 1 Кор.1:26-27).
С другой стороны, быть таким, как дети,
значит быть жизнерадостным, жизнелюбивым. И вот, когда мы видим
представителей некоторых христианских конфессий (ordo) с таким выражениям лица,
якобы на них свалились все беды человечества, мы понимаем, насколько отошло в
некоторых случаях так называемое христианское учение от заповедей самого
Иисуса. Hеужели Основатель хотел видеть детей с такими страдальческими
физиономиями?..
Среди учеников Иисуса был как минимум
один сборщик податей (Мф.9:9; Мк.2:14; Лк.5:27). Мытарь вряд ли был очень
бедным человеком, но занятие сбором налогов презиралось в Палестине, а значит,
Иисус привлекал на свою сторону не только одних бедняков, а вообще людей,
презираемых обществом, говоря, что мытари и блудницы войдут в Царство Божие
впереди ортодоксов (Мф.21:31). Согласно Квартусу, Основатель говорил:
Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36). То есть люди, отвергнутые
этим миром, удостоятся Царства Мессии.
Избранная группа учеников Иисуса
представляла собой очень смешанное общество, приводившее в смущение лицемеров.
Она вмещала в себя людей, с которыми большинство евреев вообще не стало бы
общаться (Мф.9:10; Лк.15:2). По-видимому, Иисус в контакте с отверженными
обществом людьми находил больше сердечности и достоинства, чем в среде
формалистов и законников, гордящихся своим наружным благочестием. Фарисеи,
преувеличивая предписания Танаха, считали себя оскверненными от соприкосновения
с людьми из народа с не-фарисеями, с не-отделенными,
ам-hаарецами3.
Талмуд учил, что фарисей
(хабэр)
не должен продавать ам-hаарецу ни влажного, ни сухого, не должен ходить к
нему в гости, ни принимать его у себя в его платье (Мишна.Демай.2:3).
Иисус, напротив, говорил, что Он пришел призвать не праведников, но
грешников к покаянию (Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32), и что Сын
Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11).
Женщины с душой, полной раскаяния,
склонные к смирению, и дети, завораживающие своей невинностью, обожали Иисуса.
Упрек, что этих легко увлекавшихся существ Основатель отрывает от семьи, был
одним из тех, которые чаще всего ставили Ему в вину Его враги
(Epif.Haer.42:11).
Иисус был далек от того, чтобы
разрабатывать стройную систему догматических положений. Лишь единожды, когда
запрещал развод (Мф.19:3-9; Мк.10:2-12), Он высказался вполне определенно. Hе
было также никакой теологии (в том смысле, в котором мы привыкли понимать это
слово), никакого символа, никакого таинства. Крещению Иисус не придавал особого
значения4,
даже евхаристия как таинство была установлена по распятии
Основателя (см. Дидахэ14:1; ср. Мал.1:11; Иак.5:16; Рим.12:1;
1 Кор.11:27-28).
У евреев был обычай, согласно которому
глава трапезы перед едой брал хлеб, благословлял его с молитвой, разламывал и
предлагал каждому из сотрапезников. Вино было предметом такого же освящения
(Вав Талм.Берахот.37б). У ессеев и терапевтов трапеза уже приобрела
значение обряда (Philo.De vita cont.6-11; Jos.BJ.II.8:7), но в
окружении Иисуса (при жизни Основателя) она еще не приобрела значения таинства.
Слова: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19), по всей
вероятности, были вставлены в уже сложившийся текст в согласии со словами
апостолами Павла (1 Кор.11:24), ибо они отсутствуют в древнейших,
довульгатовских, латинских версиях, а также в кодексе Безы. Даже слова Павла
подвергались переработке; во всех неисправленных древних кодексах стих
1 Кор.11:24 имеет следующий вид: И возблагодарив преломил и сказал:
сие есть тело Мое за вас; сие творите в Мое воспоминание,
а не такой, какой мы находим его в современных изданиях Библии. Короче
говоря, здесь налицо попытка христианских переписчиков согласовать между собой
тексты. Hазывая хлеб и вино своими телом и кровью, Иисус, вероятно, имел в виду
только то, что Он, точнее, Его учение, является для своих учеников духовной
пищей. Основатель на протяжении своей общественной деятельности, по-видимому,
ежедневно благословлял хлеб и вино, и только после смерти Иисуса этот еврейский
обряд сделался великим символом христианского причастия, и экклесия отнесла его
учреждение к самому торжественному моменту жизни Основателя (ср. Ин.6:26 и
сл.). Кроме того, ученики Иисуса вспоминали, что вместе с хлебом и вином на
столе также была рыба (Лк.24:42; Ин.21:13); и это убедительное
подтверждение того, что община имела галилейское происхождение, ибо бассейн
Геннисаретского озера был единственным местом Палестины, где рыба составляла
значительную часть пищи. Уже позднее у грекоязычных христиан рыба стала
неотъемлемым символом веры (Tert.De bapt.1), ибо начальные буквы
греческих слов
Iesoys Christos Theoy hYios Soter
(Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель) составляли греческое слово
ichthys (рыба).
Вовсе не был Иисус аскетом, не избегал
Он веселья и свадеб. Его называли человеком, который любит есть и пить
вино, друг мытарям и грешникам (Мф.11:19; Лк.7:34). Люди, лишенные
лицемерия, часто приглашали Иисуса посетить их дом, и Основатель не отказывал
им, доставляя тем самым хозяевам радость и благословение. И сейчас же, по
восточному обычаю, в дом, который посещал странник, стекалось множество народа.
Дети пытались прорваться в помещение, но их тут же удаляла прислуга. Иисус,
любящий этих наивных слушателей, повелевал пропустить их и, приближая к себе,
обнимал их (Мф.19:13-14; Мк.10:13-14). И женщины выливали на Его голову и ноги
благовония (Лк.7:37-38; Ин.12:3). Ученики иногда отстраняли их от Учителя,
полагая, что эти светлые души мешают проповеди, но Основатель, почитавший
старые добрые обычаи и все, что показывало святую простоту, пресекал учеников
своих, спасая женщин от смущения (Мф.26:10; Мк.14:6). Матери, поощренные таким
к себе отношением, приносили к Hему младенцев, дабы Он к ним прикоснулся
(Мф.19:13,15; Мк.10:13,16; Лк.18:15). Женщины и дети увлекались Иисусом и
устраивали Ему небольшие овации, называя Его Сыном Давидовым и восклицая:
hошана
(Мф.21:9; Мк.11:10; ср. Пс.117:26; Мишна.Суккот.3:9). И Иисус, удостоенный
невинного величия, проходил по гостеприимным селениям Галилеи. Хотя настоящим
местом жительства Основателя был Капернаум (Мф.4:13; 8:5; 9:1; 11:23; Лк.4:23),
Он чаще всего странствовал по своей прекрасной стране в сопровождении учеников
и некоторых зажиточных женщин, заботившихся о внешних нуждах всей общины
(Лк.8:1-3; 23:49; Мф.27:55-56; Мк.15:40-41). Иисус проповедовал по субботам в
синагогах (Мф.12:9; 13:54; Мк.1:21; 3:1; 6:2; Лк.4:16,31,33; 6:6; 13:10;
Ин.6:59), под открытым небом на горе (Мф.5:1), на озере, сидя в лодке
(Мф.13:1-2; Мк.2:13; 3:7-9; 4:1; Лк.5:1-3), в частных домах гостеприимных людей
(Мф.9:10; Лк.5:29; 7:36; 10:38; 11:37; 14:1; Ин.2:1-2), обращаясь к более или
менее многочисленному скоплению народа. И казалось, что в этом прекрасном
уголке Земли действительно нарождается Царство Hебесное.
1 Греческое
слово
ho ptochos
есть перевод еврейского
ebjon
нищий.
К тексту
2 Обратите
внимание на заповедь из Дидахэ.4:8: Не отвергай нуждающегося (ср.
Сир.4:5. Р.Х.), но во всем будь общник с братом твоим и
[ничего] не называй своим. Ибо если вы общники в бессмертном, то тем более
в смертном! (ср. Рим.15:27).
К тексту
3 Слово это
часто употребляется в Талмуде;
ам-hаарец
буквально в переводе с еврейского: народ земли; так обычно называли
людей мирских, не искущенных знанием Торы, невежд; даже великий Гиллель
говорил: Нет бура
(бур
безграмотный и невоспитанный человек; буквально:
невозделанный), боящегося греха; и не ам-hаарец
благочестивый (Мишна.Пиркей
Абот.2:6).
К тексту
4 Стих Мф.28:19
не передает истинных слов Иисуса (ср. Деян.2:38). Стих Мк.16:16 является
известной интерполяцией. Противоречие между стихами Ин.3:22 и Ин.4:2 заставляет
нас по данному вопросу вообще не касаться четвертого Евангелия. Отметим, что,
согласно синоптикам, Иисус сам никогда не крестил и никогда не наказывал
(во всяком случае, до своей смерти) крестить своим ученикам, большинство из
которых само не было крещеным (ср. Деян.1:5). См. 1 Кор.1:17.
К тексту
|