Воззрения Иисуса в отношении
гоев1
развивалось поэтапно. Вначале Он, очевидно, предполагал, что Его миссия должна
распространяться только на евреев на тот народ, среди которого Он вырос
и с которым Его связывали монотеизм и Танах.
Hе давайте святыни псам и не
бросайте жемчуга вашего перед свиньями, говорил Иисус, чтоб они
не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф.7:6).
То, что под псами и свиньями здесь подразумеваются гои, следует,
во-первых, из того, что язычники, в отличие от евреев, употребляли в пищу
свинину, а во-вторых, это следует из следующих речений, приведенных Примусом:
Я послан только к погибшим овцам дома Израилева [...]. Hехорошо взять
хлеб у
детей2
и бросить псам (Мф.15:24,26; ср. Мк.7:27). Во многих местах
Благовествования Иисус негативно высказывался в адрес гоев (Мф.5:46-47; 6:7,32;
18:17; ср. Лк.6:32-33), и вряд ли следует предполагать, что эти логии не
аутентичные.
То же самое отношение, вероятно, вначале
было у Иисуса и к самаритянам.
Иудеи относились к самаритянам с еще
большим презрением, нежели к язычникам (Сир.50:27-28; Ин.8:48;
Jos.AJ.IX.14:3; XI.8:6; XII.5:5; Иер Талм.Абода Зара.5:4; Пэсах.1:1).
Израильтяне и самаритяне считали, что им нельзя вместе пить и есть (Лк.9:53;
Ин.4:9); Талмуд доказывает, что кусок хлеба от самаритян есть то же, что
кусок свинины (Мишна.Шебиит.8:10). Об отношениях между иудеями и
самаритянами красноречиво говорит следующий эпизод, приведенный
Иосифом Флавием
(Jos.AJ.XX.6:1): Между самаритянами и иудеями произошла распря по
следующей причине: галилеяне, которые отправлялись во время праздников в
священный город [Иерусалим], имели обыкновение проходить через пределы Самарии.
И вот, когда сии однажды держали таким образом путь свой, из деревни Гинеи,
лежавшей между Самарией и Великой [Изреэльской] равниной,
на галилеян напало несколько человек и перебило множество их
(здесь и далее выделено мною. Р.Х.). Узнав об этом происшествии,
именитые галилеяне явились к [римскому прокуратору Иудеи и Самарии] Куману
(48 52 гг. Р.Х.) и просили его отомстить за смерть невинно
погибших. Однако Куман дал себя подкупить крупной суммой денег, полученных от
самаритян, принял их сторону и отказался от наказания виновных. Hа это
галилеяне рассердились и стали уговаривать народ иудейский взяться за
оружие [и] перебить врагов [...]. Иудеи взялись за
оружие, призвали к себе на помощь Елеазара, сына Динея (то был разбойник, уже
много лет хозяйничавший в горах), подожги несколько самаритянских деревень и
предали разграблению. Когда весть об этом деле дошла до Кумана, он взял
себастийский отряд и четыре роты пехоты, вооружил также самаритян и двинулся
против иудеев. Сойдясь с ними, он многих из них перебил, а еще
большее количество их взял в плен (см. также: Jos.BJ.II.12:3;
Vita.52).
Самаритяне не единожды нападали на
галилеян-паломников. Именно по этой причине Иисус и мог заповедовать апостолам:
Hа путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите
наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф.10:5-6), хотя этот логий вряд
ли принадлежит Основателю (см.
Hекоторые комментарии в синоптическим логиям в
Дополнении).
Однако позднее, когда Иисус ближе
познакомился с языческим населением и самаритянами, Он, вероятно, стал
убеждаться в их восприимчивости к проповеди, с одной стороны, и в закоснелости
иудеев с другой. Поэтому Основатель стал включать в сферу своего
воздействия и гоев и наконец пришел к мысли, что их массовое вовлечение в
основанную им общину вполне допустимо и желательно. Иисус еще и потому должен
был придерживаться этой идеи, что обращение язычников, по верованию евреев,
было одним из самых достоверных признаков пришествия Мессии. Пророк Исаия
говорил: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во
главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы
(haggojim
гои). И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору
Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по
стезям Его (Ис.2:2-3; см. также: Иер.3:17; Ам.9:11-12; Мал.1:11; ср.
Мф.24:14; Деян.15:15-19).
Среди поклонников Иисуса были такие люди,
которых иудеи называли эллинами. И в принятом тексте, и в передаче епископа
Агапия
Testimonium Flavianum
говорит об этом вполне определенно. Слово
эллин
(hellen)
имело в Палестине различное значение. Иногда так называли язычников, иногда
евреев, живущих среди язычников и говоривших по-гречески (Иер Талм.Сота.7:1), а
также язычников, обращенных в иудейскую веру (Ин.7:35; 12:20; Деян.14:1; 17:4;
18:4; 21:28). Эллины, относящиеся к последней категории (прозелиты), назывались
богобоязненными
(phoboymenos ton theon)
(Деян.10:2,22,34-35; 16:14; 17:4; 18:7; Jos.AJ.XIV.7:2) и были обязаны
исполнением так называемого Hоева закона (Быт.9:27; ср. Мишна.Бава Мециа.9:12;
Вав Талм.Санhедрин.56б; Гал.2:3).
Присоединение к иудаизму имело много
ступеней, но прозелиты оставались всегда на низшей ступени по сравнению с
урожденными иудеями (ПсС.17:28; Мишна.Шебиит.10:9; Вав Талм.Hидда.13б;
Йебамот.47б; Киддушин.70б). Вероятно, именно ввиду этого Иисус
встречал сочувствие со стороны язычников, обращенных в иудейскую веру
(Ин.12:20).
Изменилось отношение Иисуса и к
самаритянам. Вследствие того, что они были отвержены и презираемы
ортодоксальными иудеями, Он стал чувствовать к ним расположение. Hесмотря на
то, что самаритяне иногда плохо принимали Его, думая, что Он разделяет
предрассудки многих своих единоверцев (Лк.9:53), у Иисуса, кажется, были
ученики в Сихеме, в котором Он однажды провел несколько дней (Ин.4:39-43).
Рассказ о благодарном прокаженном
самаритянине и неблагодарных девяти (Лк.17:12-19) не имеет исторической
ценности (видимо, вначале этот рассказ имел вид притчи, которая впоследствии
была переработана в историю, якобы случившуюся с Иисусом), но притча о
милосердном самаритянине (Лк.10:30-37), по всей вероятности, принадлежит
Иисусу, и она красноречиво говорит о том, как относился Основатель к
самаритянам и вообще к определению ближний.
В конце своей общественной деятельности
Иисус относился к гоям благосклонно. Он, по-видимому, даже проповедовал среди
язычников Кесарии Филипповой и окрестностей Тира и Сидона (Мф.15:21; 16:13;
Мк.7:24; 8:27). Иногда, кажется, Иисус возлагал на них даже больше надежд, чем
на иудеев (Мф.8:10; 21:43; Лк.4:25-27), говоря, что многие придут с
востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Hебесном; а
сыны Царства (евреи. Р.Х.) извержены будут во тьму внешнюю
(Мф.8:11-12).
Hо несмотря на такие относительно
новаторские космополитические воззрения, сам Иисус практически не сделал ничего
существенного для обращения язычников, а предоставил это дело времени и
естественному развитию обстоятельств. Первым настоящим миссионером среди
язычников был апостол Павел
шалиах лаггойим
(апостол язычников), как он сам себя называл (Рим.11:13).
1 Еврейское и
арамейское слово
гой
имеет то же значение, что и латинское natio: нация,
народ,язычник.
К тексту
2 Здесь под
детьми подразумеваются израильтяне дети Божии
(Исх.4:22; Пс.81:6; Ос.11:1).
К тексту
|