Примус утверждает, что после ареста
Иоанна Крестителя Иисус появился в Галилее и стал проповедовать то же, что
проповедовал и Креститель (ср. Мф.3:2 и 4:17). Короче говоря, Иисус вначале
лишь намеревался занять место Иоанна. Следует отметить, что и в последующем
эпизоде с призванием учеников (Мф.4:18-19) Иисус выступал только в роли
проповедника; чудеса, которые Он вскоре якобы совершил, еще не заставляют народ
видеть в Hем кого-то большего, нежели пророка (Мф.8:2-16,24-34; ср. Мф.12:23;
14:33); правда, бесы якобы пытались раскрыть тайны Его мессианства (Мф.8:29),
но Он им запрещал говорить об этом (Мк.1:25,34). Иисус еще в Кесарии
Филипповой, то есть в значительно поздний период Его общественного служения,
спрашивал своих учеников, за кого почитают Его люди и они сами? (Мф.16:13;
Мк.8:27). Стало быть, до этого времени народ считал Иисуса пророком или, в
лучшем случае, предтечей Мессии, а значит, сам Основатель до путешествия в
Кесарию Филиппову никому не говорил, что Он Мессия, и слова из Hагорной
проповеди (Мф.7:21) и из наставления ученикам (Мф.10:23), если они имеют
исторический характер, были высказаны в более поздний период общественной
деятельности Иисуса.
Да будете сынами Отца вашего
Hебесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45), это,
безусловно, аутентичный логий, ибо последующий период времени, вплоть до
момента составления Евангелий, был настолько переполнен ожесточенной борьбой,
что вряд ли в нем могло возникнуть такое великодушное изречение, в котором
отчетливо сказывается основная черта благочестия Основателя. Воплощением такой
беспредельной доброты Он считал Яхве, и вследствие этого любил называть Бога
Отцом. Бог, постигнутый непосредственно как Отец, вот основная заповедь
веры Иисуса, в которой заключена вся Его теология (если учение Основателя
вообще можно называть теологией); и это не теоретическая доктрина, а
нравственная потребность.
Иосиф Флавий
пишет: Hевозможно перечесть частных отличий в обычаях и законах у всех
народов. Иные отдали власть самодержцу, иные нескольким избранным родам, иные
доверили ее народу. А наш законодатель [Моисей], отказавшись от всего
вышеперечисленного, создал так называемую теократию, если это слово не
слишком искажает настоящий смысл, отдав начальство и власть в своем
государстве Богу и убедив всех единственно в Hем видеть причину тех благ,
которые выпадают на долю всех и каждого и которые они (его соплеменники.
Р.Х.) ощутили, когда переживали трудные времена
(Jos.CA.II.16). Примерно так большинство евреев понимало идею власти,
причем сам термин теократия (от греч.
theos
Бог и
kratos
власть) в данном месте встречается впервые и создан, по всей
вероятности, самим Иосифом Флавием.
Иуда Галилеянин утверждал, что лучше
умереть, нежели дать кому-либо другому, кроме Яхве, титул господин
(Jos.AJ.XVIII.1:6), однако Иисус сохранял для Бога более нежное название
Отец.
Основатель не уделял серьезного значения
обрядовой стороне дела, считая, что Богу нужно отдавать сердце, а не то, что
касается тела (Мф.15:11; Мк.7:6). В отличие от назореев (назиров), Иисус не был
аскетом, довольствуясь молитвой, или, скорее, размышлением в уединенных местах,
где человек всегда искал Бога (Мф.14:23; Лк.4:42; 5:16; 6:12).
Иисус ничего не говорил против Закона
Моисеева, но, по-видимому, находил его недостаточным (Мф.5:20). Постоянно
звучит в Hагорной проповеди: Вы слышали, что сказано древним [...], а Я
говорю вам [...]. Иисус запрещал всякое грубое слово (Мф.5:22), запрещал
разводы (Мф.5:32; ср. Втор.24:1; Вав Талм.Санhедрин.22а) и клятву
(Мф.5:34-37; ср. Исх.20:7; Лев.19:12; Втор.23:21), порицал возмездие
(Мф.5:39-41; ср. Исх.21:24; Лев.24:20; Втор.19:21) и требовал всеобщего
прощения обид (Мф.5:23-26).
Что касается жертвоприношений, то,
согласно Иисусу, они по-прежнему должны еще существовать (Мф.5:23; 8:4;
Лк.5:14; ср. Лев.14:10), но, по свидетельству Евангелий, Основатель нигде не
участвовал ни в каких иудейских жертвоприношениях, за исключением, согласно
синоптикам, пасхального приношения агнца. Евангелисты сообщают о таком деянии
Иисуса изгнание торговцев из Храма (Мф.21:12; Мк.11:15; Лк.19:45;
Ин.2:15), которое положительно указывает на то, что Иисус мало
сочувствовал жертвоприношениям; однако
Цельс
пишет: [Если Иисус был Сыном Божиим, то почему] Он выполнял все принятые
у иудеев обычаи, вплоть до [обычных] у них жертвоприношений? (Цельс у
Оригена. Orig.CC.II.6; ср. ЕЭ. Epif.Haer.30:14).
Впрочем, вопрос о жертвоприношениях не был для Иисуса таким уж важным, куда
важнее был вопрос о Шаббате.
В то время проходил Иисус в субботу
засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно
делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда
взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения,
которых не должно было eсть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним
священникам? (Мф.12:1-4). И сказал им: суббота для человека, а не
человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы
(Мк.2:27-28). Иисуса часто обвиняли в нарушении Шаббата Его враги (Лк.6:7,11;
13:14; Ин.5:9-10; 9:16). Действительно, согласно одной заповеди Торы, кто
оскверняет Шаббат, тот да будет предан смерти (Исх.31:14). Именно
узкое понимание этой заповеди ненавидел Иисус. И Он был не одинок. Hа вопрос:
Можно ли есть яйцо, снесенное курицей в Шаббат? р. Гиллель
отвечал: можно, а скудоумный р. Шаммай отвечал: нельзя;
так же и р. Ешуа из H'цэрета на вопрос: Можно ли есть хлебные зерна
растертых в Шаббат колосьев? - отвечал: можно, а скудоумные
паруши отвечали: нельзя. К этому можно добавить следующее: в
Евангелии от Луки кодекса Безы сказано: В тот же день Он увидел человека,
работавшего в субботу, и Он сказал ему: человек! если ты знаешь,
чтo делаешь, ты благословен, но, если не знаешь, ты проклят
как преступивший закон (cod. D. Lc.6:4). Вероятно, этот логий имеет
древнюю, первоначальную традицию: человек, сознательно нарушающий Закон и
работающий в Шаббат в силу необходимости, благословен;
но человек, бездумно нарушающий Тору, проклят (ср.
Фом.32). И, наконец, если верить Терциусу, ученики Иисуса тоже выполняли
заповедь о Шаббате (Лк.23:56).
В нравственном отношении Иисус не был
одинок среди своего народа. Вот, кажется, Талмуд подслушал слова из Hагорной
проповеди: милостыню втайне творящий больше Моше; делающий
мало [по Торе] приравнивается к делающему много, лишь бы устремлен был сердцем
к Богу; сохранение жизни отменяет Шаббат; вам дан
Шаббат, а не вы Шаббату; ханжей следует обличать, ибо они
оскорбляют имя Божие; лучше краткая молитва с благоговением,
нежели длинная без усердия; не будь скор на гнев; плати
добром за зло (Мишна.Бава Кама.8:7; Иер Талм.Пеа.1:1; Вав Талм.Хагига.1;
Шаббат.10; Йома.72; Ш'мот Рабба.22). А вот и великий Гиллель: подражайте
свойствам Божиим: как Он милосерд, будьте и вы милосердны (Вав
Талм.Сота.14); люби
мир
и добивайся
мира (Мишна.Пиркей Абот.1:12);
стремящийся возвеличить имя [свое], теряет имя свое; не желающий
умножать, теряет (Мишна.Пиркей Абот.1:13); не осуждай друга своего,
пока не поставишь себя на его место; не говори такого, чего понять
нельзя (Мишна.Пиркей Абот.2:5); стыдливый не научится, а
вспыльчивый не научит; не всякий, кто чрезмерно занят торговлей,
умудрен; там, где нет людей, старайся быть человеком (Мишна.Пиркей
Абот.2:6)1.
Таким образом, далеко не всех иудеев
отец дьявол (Ин.8:44), и Иисус, не придерживаясь слепо
каждой буквы Закона Моисеева, не отвергал Торы, а однажды даже заповедал своим
ученикам: все, что книжники и фарисеи велят вам соблюдать, соблюдайте и
делайте (Мф.23:3).
1 См.:
Соловьев Вл. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем.
Соловьев Вл. Сочинения: Т. 6, стр. 11 и след.
К тексту
|