Следует сказать несколько слов и о
самом распространенном титуле Яхве в Танахе
Элоhим.
Многие исследователи утверждают, что эта форма множественного числа
(окончание -им в еврейском языке обычно указывает на множественное число
мужского или смешанных родов), а, стало быть, слово
Элоhим
следует переводить не как Бог, а как боги. В связи с этим
интересно проследить за ходом рассуждения доктора философских наук Иосифа
Ароновича Крывелева. В своей книге Библия: историко-критический
анализ он пишет: «В древнееврейском подлиннике Библии говорится
не об эле или элоха (или элоах) (единственное число), а об элохим
(множественное число). Придуманы всевозможные объяснения этого факта, но все
они неубедительны. Чаще всего здесь прибегают к такому объяснению:
множественное число элохим является формой pluralis majestatis
(величального множественного)». И здесь И.А.Крывелев дает опровержение
цитатой из Словаря библейского богословия (Словарь библейского
богословия. Брюссель, 1974, стр. 78), то есть из клерикального
источника: Элохим множественное число. Оно не является формой
величания такой формы еврейский язык не знает. Далее, ссылаясь
на работу академика H.М.Hикольского (Hикольский H. М. Избранные
произведения по истории религии. М., 1974), Крывелев утверждает:
«Мы имеем здесь дело с особой разновидностью политеизма, получившей
в литературе название генотеизма, или, в более точном написании и произношении,
энотеизма. Суть его заключается в том, что хотя признается реальное
существование многих богов, но данная этническая группа, объединение племен или
государство поклоняется одному из них. С этой точки зрения у каждого племени
или народа существует свой бог, с которым его связывают отношения договора,
союза, завета. Именно в этом смысле в Ветхом завете говорится о
боге Авраама и боге Hахора, боге отца их (Быт.31:53). В отношении избранного им
бога данное племя или народ брали на себя определенные обязательства:
поклоняться и служить только ему, отказывая в этом всем другим богам, хотя они
и существуют (Да не будет у тебя другим богов пред лицом моим... не
поклоняйся им и не служи им (Исход, 20:3,5). Энотеизм представляет собой,
таким образом, не монотеизм, а монолатрию, то есть единопоклонение [...].
Энотеизм имел не только этнический, но и территориальный характер: считалось,
что на определенной территории хозяином является такой-то бог, а на других
другие боги, так что известны случаи, когда та или иная этническая
группа, поселившись на новом для нее месте, порывала договорную связь со своим
старым богом и принимала соответствующее обязательство перед богом, владеющим
новой для нее землей. Так было, например, с жителями Ассирии, переселенными на
землю покоренного ею Израиля: они вскоре приняли религию Яхве, а потом и ее
основной документ Пятикнижие (здесь Крывелев, по всей вероятности, имеет
в виду самаритян Р.Х.). Элоха, которого выбрали для себя из
многих известных тогда богов израильтяне, носил имя Яхве. Одно лишь то
обстоятельство, что бог носит собственное имя, показывает, что он не считается
единственным, он не просто бог, не безымянный элоха, он один из богов,
определенный индивидуум, которому дается имя специально для того, чтобы
отличать его от других элохим» (Крывелев И. А. Библия:
историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1982, стр. 64 - 66).
|