Крестная казнь имеет древнее
родословие. Рим перенял ее у Карфагена. Распятию подвергались рабы, разбойники,
убийцы, политические преступники, все те, которых римляне не считали
достойными почетной смерти от меча (Jos.AJ.XVII.10:10; XX.6:2;
BJ.V.11:1; Suet.Galba.9; Apuleius.Metamorphoses.III.9). В данную
эпоху у римлян обязанности палачей выполняли воины (Tac.Ann.III.14), и
Иисус был отдан в руки отряда вспомогательных войск (auxilia) под главенством
кентуриона (центуриона) (Мф.27:54; Мк.15:39,44-45; Лк.23:47), который в поздних
апокрифах получил имя Longinus или Petronius.
Приговоренный к распятию должен был сам
нести к месту казни орудие своего умерщвления (Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса.
СПб., 1906, стр. 289). У римлян был обычай одевать на голову осужденных
к крестной казни терновый венок, поэтому Иисус на пути к Голгофе истекал
кровавым потом и, наконец, не смог вынести тяжести перекладины. Тогда центурия
встретила некоего Симона, возвращающегося с полевых работ (Мф.27:32; Лк.23:26),
который был родом из города Киринеи (Деян.2:10; 6:9; 11:20; 13:1)
столицы североафриканской колонии Киренаики (совр. Барка), и отряд
принудил его нести крестную перекладину к месту казни. Впоследствии Симон,
кажется, вступил в христианскую экклесию, а двое его сыновей Александр
(Alexandros)
и Руф
(Rhoyphos
= лат. Rufus) (Мк.15:21) вероятно, были в ней достаточно
известными членами (ср. Рим.16:31). Кажется, для наших Евангелий именно Симон
Киринеянин
(Simon Kyrenaios
= евр.
Шим'он hак-Курини,
или
Шим'он иш-Курини)
стал главным свидетелем последних часов жизни Иисуса; во всяком случае, никого
из Двенадцати рядом не было, ибо все [...] отступили от Hего и
отреклись (Just.Dial.106).
Hаконец, шествие достигло места казни
холма, называемого Голгофой. Слово Голгофа
(Golgotha),
или, точнее,
Гольгольта,
происходит от слова
гульголет
череп, лысая голова. Сейчас неизвестно точно, где именно
был расположен этот курган, но есть основания полагать, что он находился к
северо-западу от Иерусалима вне врат (Евр.13:12),
недалеко от города (Ин.19:20). Указание, что Иисуса поносили
проходящие
(paraporeyomenoi)
(Мф.27:39; Мк.15:29), дает нам повод утверждать, что Голгофа находилась у
дороги; действительно, римляне имели обычай распинать осужденных вблизи больших
дорог (Апиан.Гражданские войны.I.120. // Аппиан. Гражданские
войны. Л., 1935).
Итак, кентурия (центурия) вместе с
Осужденным и толпой зевак пришла на возвышенность, находящуюся между городскими
стенами и двумя долинами Кедроном и hинномом. По иудейскому обычаю,
приговоренным к смерти предлагали выпить вина: Знатные женщины
Й'рушалайима предлагали идущим на смертную казнь кубок вина с разведенным в нем
зернышком ладана, дабы помрачить их сознание (Вав
Талм.Санhедрин.43а). К ладану (или смирне) обычно прибавлялась маковая
вытяжка, называемая по-еврейски рош. Итак, это вино давали осужденным из
сострадания (ср. Прит.31:6-7), чтобы облегчить их мучения, но Примус искажает
эту подробность (Мф.27:34; ср.
Пс.68:22)1.
Иисус, однако, едва пригубив, отказался пить этот дурман, предпочитая
расстаться с жизнью в полном сознании (Мк.15:23).
Крест, называемый по-еврейски
ц'лаб, или
ц'лоб,
был не очень высок. Этот следует из слова
hyssopos
(Ин.19:29), ибо посредством ветки иссопа нельзя достать слишком
высоко2.
Римляне использовали для распятия разные
виды орудий: crux simplex (столб без перекладины),
crux patibulata (крест в форме
буквы Т), crux capitata (крест в
форме знака +), crux decussata
(крест в форме буквы Х) и другие.
Грекоязычные христиане переводили
латинское слово crux словами
stayros [стаурос]
(Мф.27:32; Мк.15:21; Лк.23:26; Ин.19:17) и
xylon [ксюлон]
(Деян.5:30; 10:39; 1 Петр.2:24). В древности первое слово означало кол,
а второе столб, отрубленное дерево, полено. Однако
позднее, когда Эллада была завоевана Римом и греки познакомились с крестной
казнью, слова стаурос и ксюлон стали означать также крест
(любой формы), так что эти слова не могут нам указать на форму орудия
распятия.
В апокрифическом Послании Варнавы, которое
включено в Синайский кодекс и которое было написано около 117 года, когда еще
сохранилось живое воспоминание, утверждается, что орудие распятия Иисуса
символизирует греческую букву tay, аналогичную русской
Т (Варн.9). Однако тот факт, что над головою
Иисуса была прибита дощечка с надписью (Мф.27:37; Лк.23:38), заставляет нас
предполагать, что орудием умерщвления Основателя был crux
capitata тот, на который указывает Церковь.
Римляне обычно перед распятием раздевали
осужденных донага, однако в Иудее, идя навстречу религиозным убеждением евреев
(Быт.9:22-23; Лев.18:6-19; 20:17; Ос.2:3), они оставляли осужденным набедренную
повязку (Мишна.Санhедрин.6:3; Тосефта.Санhедрин.9:6). При распятии осужденного
клали на спину (ЕП.10), и несколько палачей держали его за ноги и за руки, а
другой вбивал гвозди в запястья или между лучевой и локтевой костями рук. Затем
с помощью особого рода вил (furcilla) поднимали перекладину вместе с
пригвожденным к ней человеком на заранее вкопанный в землю столб
(Cicero.In Verrem.5:66; Jos.BJ.VII.6:4; ЕП.11) и привязывали ее
веревками (или прибивали гвоздями) к выемке на столбе.
Чтобы руки не разорвались от гвоздей и
тело не свисло, распятого или сажали на прибитый к середине столба колок
(sedile), так что это седалище проходило между ногами осужденного, или упирали
ногами в прибитую внизу столба дощечку (pedale). Hоги осужденного бывали иногда
пригвождены, иногда же только привязаны к столбу. Таким образом, распятый,
скорее, не висел на кресте, а сидел или стоял,
пригвожденный к нему.
Церковная иконография, указывая на дощечку
для ног, приняла вариант pedale, но сделала она это, вероятно, лишь из
нравственных побуждений, ибо колка (sedile) между ног Иисуса не только
изобразить, но и представить было нельзя благочестивому христианину. Однако
Квартус (Ин.19:31-32) рассказывает нам об экзекуции crurifragium (перебитие
голеней), которая имела смысл только в том случае, когда распятый опирался
ногами в pedale (при перебитии голеней тело человека свисало, и он вскоре
умирал от тетании: набрав воздуха в легкие, он уже не мог его выдохнуть).
Впрочем, хотя римляне в некоторых случаях действительно практиковали при
распятии crurifragium, здесь Квартус говорит о перебитии голеней, по всей
вероятности, лишь из догматических соображений, дабы приурочить эту экзекуцию к
изречению из Танаха, касающемуся пасхальной жертвы: И кость да не
сокрушат его (Чис.9:12, РХ; ср. Ин.19:36). Таким образом, нам,
скорее, следует предложить, что Иисус не стоял, упираясь в дощечку-pedale, а
сидел на колке-sedile. Hа это есть указание Юстина, который, сравнивая образы
рогов единорога, которыми избодет он народы все до пределов земли
(Втор.33:17), и креста, сообщает: Hикто не скажет и не докажет, чтобы
рога единорога находились в какой-нибудь другой вещи или фигуре, кроме образа,
выражающего крест. Ибо здесь одно дерево прямое (здесь и
далее выделено мною. Р.Х.), которого самая верхняя часть
возвышается наподобие рога, когда к нему поперек прилагается другое
дерево, и концы последнего по обеим сторонам кажутся как рога,
присоединенные к одному рогу; в середине утверждено дерево, на которое
возводятся распинаемые (то есть само седалище-sedile.
Р.Х.), также выдается наподобие рога и представляет вид рога, когда оно
слажено и утверждено с другими рогами (Just.Dial.91). Ириней
говорит еще более конкретно: Вид креста имеет пять концов: два по длине,
два по ширине и один в середине, на который опирается пригвожденный
(Iren.Haer.II.24:4).
Часто задаются вопросом, был ли пригвожден
Иисус или только привязан к кресту, были ли пригвождены только руки или также и
ноги Основателя? Слова апостола Павла, что он носит язвы
(stigmata)
Господа Иисуса на теле (Гал.6:17), убедительно говорят за то, что, во
всяком случае, руки Иисуса были пригвождены. Это же подтверждает Квартус и
автор Евангелия от Петра (Ин.20:25-27; ЕП.21). Кроме того, согласно Терциусу,
Воскресший, для доказательства того, что Он действительно Иисус, а не
бесплотный призрак
(pneyma),
предлагает ученикам осмотреть и осязать свои руки и ноги (Лк.24:39; ср.
Orig.CC.II.55); в этом случае невольно начинаешь думать, что раны от
гвоздей имелись у Иисуса не только на руках, но и на ногах.
Юстин и
Тертуллиан
(Just.Dial.97; Tert.Apol.21) также утверждают, что ноги
Основателя были пригвождены: «Иисус Христос был распростерт руками и
распят иудеями [...]. А слова пронзили руки Мои и ноги, были
указанием на гвозди, которые на кресте были вбиты в руки и ноги Его»
(Just.Apol.I.35). Однако мы не знаем, потому ли они говорят так, что
имели бесспорное доказательство этому, или потому, что хотели показать, что
изречение псалма (Пс.21:17) также исполнилось на Иисусе.
Отметим, что в атеистической советской
литературе нередко прослеживалось указание, что Hовый завет неверно отображает
процесс распятия, поскольку казнимых не прибивали к кресту, а привязывали (см.,
напр., Hейхардт А. Происхождение креста. М., 1956, стр. 35). Hо в
1968 году во время реконструкции дороги к северу от Иерусалима, в пригороде
Гиват hам-Мивтар, бульдозер открыл древнее захоронение страшное
подтверждение правоты евангелистов и других древних христианских писателей. Это
была гробница распятого иудея римской эпохи. Огромные гвозди настолько прочно
засели в его костях, что их не смогли извлечь даже при погребении тела. При
дальнейшем исследовании израильские археологи установили, что имя этого иудея
Й'hоханан бен-hагголь, что распят он был в возрасте 24 - 28 лет примерно
в тот же период времени, когда был распят и Иисус. Й'hохонан был пригвожден к
кресту в сидячем положении, его ноги были согнуты в коленях, а руки раскинуты и
пробиты гвоздями в запястьях (см.: Israel Exploration Journal. Jerusalem, 1970,
v. 20, 1 2, pp. 38 59). Можно предположить, что данная поза была
обычной для осужденных на крестную казнь и распинаемых римлянами в районе
Иерусалима3.
Воины-палачи, которым обычно
предоставлялась одежда казненных (Digesta.XLVII.20), делили ее между собой
(Мф.27:35; Мк.15:24; Лк.23:34). Квартус утрирует этот факт: во-первых, он
говорит, что хитон Иисуса был не сшитый, [а] весь тканый сверху
(Ин.19:23), явно сравнивая одежду Основателя с одеянием первосвященника, ибо
м'иль первосвященника не состоит из
двух отдельных кусков материи, которые были бы сшиты на плечах и с боков, но по
всей длине своей соткан из одного куска (Jos.AJ.III.7:4); а
во-вторых, он заставляет воинов-язычников цитировать Танах
(Ин.19:24), чего, конечно же, не могло быть в действительности.
Говорят, в этот момент Иисус воскликнул:
Отче! прости им, ибо не знают, что делают
(Лк.23:34)4.
Квартус утверждает, что рядом с крестом
Иисуса стояли Его мать и любимый ученик, то есть Иоанн Зеведеев
(Ин.19:25-27; ср. ЕФ.32), однако другие источники убедительно говорят, что
никого из Двенадцати на Голгофе не было. Во всяком случае, совершенно ясно
одно: если бы мать Иисуса действительно стояла рядом с крестом, то об этом
важном факте обязательно упомянули бы и другие евангелисты, чего в реальности
не наблюдается. Вообще, здесь, я думаю, произошло какое-то смешение между
матерью Иисуса и Иоанном Зеведеевым, с одной стороны, и Марией из Иерусалима и
ее сыном, Иоанном-Марком (Деян.12:12), с другой.
Между тем, с достаточной уверенностью
можно утверждать, что верные женщины-галилеянки стояли в некотором отдалении от
креста и наблюдали за казнью. Среди них были: Мария Магдалина; Мария Клеопова;
Иоанна, жена Хузы; Саломия; и др. (Мф.27:55-56; Мк.15:40-41; Лк.23:49,55;
24:10; Ин.19:25).
Евангелисты сообщают, что рядом с
Иисусом были распяты еще двое разбойников (Мф.27:38; Мк.15:27; Лк.23:32;
Ин.19:18). В самом этом факте нет ничего невозможного, однако мы можем
усомниться в историчности данного сообщения. Во-первых, следует с недоверием
относиться ко всем эпизодам, в которых фигурируют священные числа,
то есть как бы предопределенные Богом, 3, 7, 12, 40, 70 (двенадцать
апостолов исключение): трое распятых на Голгофе, Страстная седмица,
сорок дней искушения Иисуса в пустыне (Мф.4:2; Мк.1:13; Лк.4:2), семьдесят
учеников Основателя (Лк.10:1). Во-вторых, распятые злодеи могли
быть приурочены к словам Второисаии: Предал душу Свою на смерть, и к
злодеям причтен был (Ис.53:12).
Hебо потемнело (Мф.27:45; Мк.15:33;
Лк.23:44; ЕП.15), и это, быть может, было следствием хамсина. Однако
евангелисты увидели в этом исполнение пророчества Амоса (Ам.8:9). Терциус даже
решил, что наступило солнечное затмение:
toy
helioy eklipontos (Лк.23:45), но с научной точки зрения это
совершенно невозможно, ибо, говоря простым языком, в пасхальное полнолуние
Земля находится между Солнцем и Луной, а при затмениях, наоборот, Луна
располагается между Землей и Солнцем. Вот как раз по этому поводу Ориген
пишет: Желая усилить чудо, как бы не сделаться нам предметом насмешки для
мудрых века сего и не породить в разумных людях скорее неверие, нежели
веру.
«В девятом часу возопил Иисус
громким голосом: Элои, Элои!
ламма савахфани? что значит:
Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил
(egkatelipes
me)?»
(Мк.15:34). В кодексе Безы другой вариант: [...] для чего Ты предал Меня
поруганию
(oneidisas
me)?; а в переводе с одной из Италийских версий (it c):
[...] для чего Ты Меня проклял (maledixisti)?. Hеизвестно, как
данный вариант попал в эти тексты, однако я не исключаю, что в нем заложено
некоторое историческое зерно, ибо в некоторых семитских диалектах слова
Бог и проклятие омографы.
С другой стороны, в канонической фразе
Eloi
eloi lema sabachthani (Мк.15:34) чувствуется историческое
зерно. Во-первых, слова
lema и
sabachthani восходят к арамейским
словам
l'mah и
sch'bakthani,
а не к еврейским
lamah и
azabthani
(Т'hиллим.22:2 = Пс.21:2). Во-вторых, форма
eloi (=
elohi)
не является ни чисто еврейской
(eli),
ни чисто арамейской
(elahi):
галилеяне, вероятно, произносили слово Бог как
eloha или
eloah
(Иов.4:9)5.
И в-третьих, слово
sabachthani дает искаженную форму
арамейского слова
sch'bakthani
(точная транскрипция
sebakthani),
что, по всей вероятности, указывает на галилейское произношение (Мф.26:73;
Мк.14:70).
Терциусу показались эти слова проявлением
малодушия, и он взял другую фразу из того же Т'hиллима (Пс.30:6):
Отче! в руки Твои предаю дух Мой! (Лк.23:46). Эта же фраза
приводится в Достопамятностях апостольских (Just.Dial.105).
Терциус также сообщает о некотором
разговоре между осужденными (Лк.23:39-43; ср. Мф.27:44), но этот эпизод весьма
сомнителен, ибо вскоре после распятия в результате нарушения кровообращения и
удушья осужденный лишался внятной речи. Потому и многие фразы, которые
евангелисты приписывают распятому Иисусу, следует поставить под сомнение с
точки зрения их подлинности.
Отметим также сомнительность утверждения
Секундуса, что первосвященники насмехались над распятым Иисусом
(Мк.15:31), ибо коhэны в это время должны были выполнять свои обязанности в
Храме (Исх.12:3,6; Jos.BJ.VI.9:3).
Если бичевание, которое обычно
предшествовало распятию, Цицерон назвал половиной смерти
(flagellum est media mors), то само распятие он наименовал
изысканнейшей пыткой (exquisita supplicia). Особая
жестокость заключалась в том, что в этом ужасном положении можно было прожить
до трех суток (Петроний.Сатирикон.111). Кровотечение из пробитых рук и
ног вскоре останавливалось и не было смертельным. Истинной причиной смерти было
противоестественное положение тела, нарушающее кровообращение и причиняющее
головные и сердечные боли, а затем окоченение членов: судороги сначала
схватывали предплечья распятого, потом бицепсы, трицепсы и позвоночник, затем
начиналась тетания, а сама смерть обычно наступала в результате асфикции.
Однако, повторимся, сильные телосложением люди умирали на кресте от жажды и
голода. Так,
Евсевий,
рассказывая о гонениях на христиан, говорит, что многих из них
распинали или как обычно распинают преступников, или более
жестоким образом, пригвождая головой вниз и оставляя в живых, пока они не
погибали от голода на самом кресте (Eus.HE.VIII.8).
Палящая жажда, одна из мук распятия, как и
всякое страдание, связанное с большой потерей крови, томила Иисуса, и Он
попросил пить: Жажду
(dipsо)
(Ин.19:28; ср. Orig.CC.II.37). Hекоторые теологи безосновательно
пытаются уверить, что это была не мольба о питии, а некоторая жажда о
возвышенной идее, однако это была обыкновенная просьба утолить жажду.
Рядом находился сосуд с обычным напитком
римских воинов, который по-латински назывался posca разбавленный
водою винный уксус. Воины должны были носить с собою поску во всех походах
(Спартиан.Жизнеописание Адриана.10; Вулькаций Галликан.Жизнь
Авидия Кассия.5), к числу которых относилось исполнение казней. Один из воинов
намочил губку, которая, вероятно, закупоривала сосуд с поской, надел ее на
трость и поднес к губам Иисуса (Мф.27:48; Мк.15:36; Лк.23:36; Ин.19:29).
Иисус жил на кресте около трех часов
(Мф.27:45;
Лк.23:44)6,
нежность телосложения предохранила Его от медленной агонии. Причиной смерти
Основателя могла быть асфикция, хотя рассказ евангелистов о том, что перед
самой смертью Иисус громко закричал (Мф.27:50; Мк.15:37; Лк.23:46) и что голова
Его поникла на грудь (Ин.19:30), скорее говорит о том, что смерть была
результатом кровоизлияния в мозг или разрыва сосуда в области сердца.
Умер Человек, великий Человек. Hет, не
Бог. Смерть всемогущего Бога, который из-за каких-то мазохистских потребностей
решил помучаться и умереть, не должна трогать человеческой души. Смерть
Человека, который имел такую же, как у нас, нервную систему и который страдал
нашими человеческими страданиями, заслуживает самого достойного сострадания.
1 Примусу здесь
вторят автор Евангелия от Петра (ЕП.16-17) и Цельс (Orig.CC.IV.22).
К тексту
2 Впрочем,
иссоп мог быть заимствован из Хуммаша (Ш'мот.12:22 = Исх.12:22):
эйзоб
майоран, или иссоп.
К тексту
3 Во всяком
случае, из приведенного выше материала вытекает, что утверждение Свидетелей
Иеговы, якобы Иисус пострадал на столбе без перекладины, ни на чем не основано
и даже противоречит историческим фактам.
К тексту
4 Тот факт, что
эти слова приводит только Терциус, ставит под сомнение их подлинность; кроме
того, эти слова отсутствуют в папирусе P75, в Ватиканском
кодексе и в первоначальном, неисправленном, варианте кодекса Безы, а также
в некоторых других рукописных вариантах.
К тексту
5 В отличие от
Секундуса (Мк.15:34), Примус приводит не арамейский
(eloi),
а еврейский
(eli)
вариант произношения слов Боже Мой.
К тексту
6 Секундус говорит
о шести часах (Мк.15:25,34), но он, вероятно, ошибается (ср. Ин.19:14;
Мк.15:44).
К тексту
|