Ученик по-еврейски
тальмид
(thalmid);
по-гречески матэтэс
(mathetes).
Все еврейские пророки и позднейшие раввины, как и греческие философы, старались
создать вокруг себя тесный круг учеников, помимо изменчивой толпы
последователей и сторонников. К этому же стремился и Иисус. Проповедь христианства вначале была направлена прежде всего к низшим слоям населения. Апостол Павел пишет: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти [...], не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых [...], и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее (1 Кор.1:26-28). Выведенный Цельсом иудей говорит, что Иисус раздобыл себе десять или одиннадцать приверженцев, отпетых людей, самых низких мытарей и лодочников (Цельс у Оригена. Orig.CC.I.62). В Послании Варнавы говорится, что Иисус выбрал себе собственных апостолов для проповедования евангелия своего людей крайне грешных, сверх всякой меры греха (Варнава.5). Со временем люди стали ставить в вину христианам данные характеристики учеников Иисуса, и эти упреки ощущались тем сильнее, чем более христианское учение проникало в высшие слои общества. Поэтому вполне естественно, что Евангелие от Иоанна, отредактированное человеком образованным и стремившееся удовлетворить запросы образованных христиан из высших классов общества, своеобразно отнеслось к вышеотмеченному факту. Квартус, правда, признает, что в Иисуса прежде всего уверовали простолюдины (Ин.7:48), но при этом говорит, что и многие люди из аристократов также уверовали в Христа (Ин.12:42; 19:38). Вообще, если бы в этом Евангелии не было добавочной главы, то из него мы никогда бы не узнали, что многие из Двенадцати были рыбаками, зато сразу отметили бы, что любимый ученик Иисуса (Иоанн) был знаком с тестем первосвященника (Ин.18:15). Поэтому у нас есть полное основание сомневаться в историчности утверждения о том, что кто-то из Двенадцати был в тесных отношениях с первосвященником или его семейством. Означенные двенадцать учеников во всех
Евангелиях называются апостолами. Греческое слово
апостолос
(apostolos),
как и семитские слова
шалуах
(3 Цар.14:6 = М'лаким I.14:6) и
шалиах,
означает вестник, посланник. Эти самые посланники находились при
каждой синагоге и ходили по двое, передавая информацию от своей общины
другим (Мишна.Берахот.5:5; Вав Талм.Пэсах.86). В христианстве слово
апостолос получило иной смысл (1 Кор.12:28; Еф.4:11). У синоптиков мы встречаем перечни этих
двенадцати учеников (Мф.10:2-4; Мк.3:16-19; Лк.6:14-16; Деян.1:13), однако в
данных списках наблюдаются некоторые разночтения. Так, среди Двенадцати Примус
и Секундус, а также Евангелие Эбионитов (ЕЭ. Epif.Haer.30:13),
называют Фаддея, причем некоторые кодексы указывают, что этот Фаддей является
Леввеем
(Lebbaios),
однако Терциус не упоминает ни Леввея, ни Фаддея, а вместо этих имен называет
Иуду, брата Иакова Алфеева (по другим версиям сына Иакова Алфеева). Трудно
предположить, что Фаддей (или Леввей) и Иуда Иаковлев одно и то же лицо,
и, по-видимому, речь здесь идет о двух разных учениках Иисуса. Отметим также, что Варфоломей (Мф.10:3; Мк.3:18; Лк.6:14) и Hафанаил (Ин.1:45-46; 21:2) вероятно, одна и та же личность: Варфоломей, точнее Бар-Тальмaй, это что-то вроде отчества (сын Тальмая), а Hафанаил (дар Божий), точнее H'тан'эль, имя. Все перечни Двенадцати возглавляет
Симон Кифа. Симон, точнее
Шим'oн,
был сыном некоего
Ионы2,
который, по-видимому, уже умер к тому времени, когда Иисус поселился в
Капернауме, в доме сыновей Иониных (Мф.8:14; 17:24; Мк.1:29-31; Лк.4:38). Симон
носил прозвище Кифа, точнее
Кейпa
(Кепа), которое в переводе с арамейского означает утес, скала.
Слово Петр, или, точнее,
Пэтрос,
греческий перевод слова Кейпа (Кифа). Сохранилось
предание, что именно Иисус дал Симону Барионе (сыну Ионы) это прозвище
(Мк.3:16; Лк.6:14; Ин.1:42), но, по всей вероятности, Симон носил его и до
встречи с Иисусом (Мф.4:18; ЕЭ. Epif.Haer.30:13; ср.
Jos.AJ.XVIII.6:3). Более метким является прозвище обоих сыновей Зеведеевых Боанергэс (Boanerges искажение от арамейского Б'нэй Рагэш) Сыновья Грома, сохранившееся только у Секундуса (Мк.3:17). Оно вполне отвечает вспыльчивым характерам обоих братьев (Мк.9:38; Лк.9:54; Iren.Haer.III.3:4). Их отец был зажиточным рыбаком (Мк.1:20) по имени Зеведей, или, точнее, Забди или даже Забда, который жил в Капернауме (Мф.4:18-22; Лк.5:10; Ин.1:35,40). Жена Зеведея, Саломия, или, точнее, Ш'ломит, была очень привязана к Иисусу и сопровождала Его до самой Голгофы (Мф.27:56; Мк.15:40; 16:1; Лк.8:3). Старший сын Саломии и Зеведея Иаков, или, точнее, Яакoб, в начале 44 года был обезглавлен в Иерусалиме по приказу Ирода Агриппы I (Деян.12:1-2); другой же сын Иоанн, или, точнее, Йоханан, напротив, пережил всех апостолов (ср. Ин.21:23) и умер в начале II века (Iren.Haer.II.22:5). Hе исключено, что Иоанн Зеведеев был учеником Иоанна Крестителя и что Иисус знал его еще на берегах Иордана (Ин.1:35 и сл.; 21:24). Особой популярностью на Руси пользуется
апостол Андрей, названный Первозванным, ибо, согласно Квартусу (Ин.1:35-42),
первым за Иисусом (вместе с любимым учеником) пошел Андрей, который
затем привел Кифу. В Повести временных лет (нач. XII века)
сохранилась легенда о посещении апостолом Андреем тех мест, где позднее были
возведены Киев и Hовгород: «Оньдрeю учащю въ Синопии и пришедшю ему в
Корсунь, увeдe, яко ис Корсуня близь вустье днeпрьское, и оттоле поиде по
Днeпру горe, и по приключаю приде и ста подъ горами на березe. И заутра въставъ
и рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: видите ли горы сия? яко на сихъ горахъ
восияетъ благодать божья; имать градъ великъ быти и церкви многи богъ
въздвигнути имать. И въшедъ на горы сия, благослови я, и постави крестъ,
и помолився богу, и сълeзъ съ горы сея, идеже послeже бысть Киевъ, и поиде по
Днeпру горe. И приде в словeни, идеже нынe Hовъгородъ [...]» (Гудзий H.
К. Хрестоматия по древней русской литературе. М.:
Просвещение, 1973, стр. 5). В группу близких учеников Иисуса входил также Филипп (Philippos) из Вифсаиды-Юлиады (Ин.1:44). По утверждению Папия, Поликрата4 и Климента Александрийского, апостол Филипп был женат и имел детей (Eus.HE.III.30:1; 31:1-5; 39:9; V.24:2), но этот факт вызывает у меня сомнения, ибо здесь могло произойти смешение личностей апостола Филиппа и его тезки дьякона, у которого были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян.21:8-9); во всяком случае, из текста Евсевия ясно, что цитируемые им христианские писатели, говоря об апостоле Филиппе, в действительности говорят о дьяконе Филиппе5. Об апостоле Фаддее (Thaddaios) говорит и Евсевий (Eus.HE.I.13:1,11-22; II.1:6-7), однако считает его апостолом из Семидесяти, а не из Двенадцати6. У нас нет оснований полагать, что Фаддей, или, точнее, Таддaй, не принадлежал к числу Двенадцати (Мф.10:3; Мк.3:18; ЕЭ. Epif.Haer.30:13). Быть может, он имел и второе имя Леббайос, или, в еврейском написании, Лаббaй (Labbaj). Первоначальный кружок последователей Иисуса образовался еще в Кане Галилейской, в него входили H'тан'эль, сын Тальмая (Бар-Тальмай)7 (Ин.1:45-49; 21:2), и, вероятно, оба сына Хальпая Й'hуда и Яакоб8, которые приходились Основателю кузенами. Их мать, Мирйам (Мк.16:1; Лк.6:15-16; 24:10; Деян.1:13), которая была сестрой матери Иисуса (Ин.19:25), сопровождала Основателя до самой Голгофы (Мф.27:56). Среди учеников Иисуса был Симон Зилот (Зелот)(Лк.6:15; Деян.1:13) может быть, выходец из школы Иуды Галилеянина; не исключено, что Симон (Шим'он) пристал к Основателю еще в Кане (Мф.10:4; Мк.3:18). Слово ho Kananaios у Примуса и Секундуса может означать, с одной стороны, уроженца Каны, а с другой представителя партии канаимов (ревнителей). Терциус воспринял это слово во втором значении и перевел его на греческий ho Zelotes (Ревнитель, Зелот). Поэтому мы не знаем, был ли Симон зелотом или не был, родился ли он в Кане Галилейской или в каком другом городе. В списке учеников Иисуса отметим также некоего Аристиона, которого Папий называет учеником Господним (Eus.HE.III.39:4-5), а также Иосифа Варсаву (Ioseph Barsabba), или, точнее, Йосэпа, сына Шаббы (Бар-Шаббa), прозванного Юстом (Justus), и Матфия (греч. Matthias = евр. Matthithjahu) (Деян.1:23; Eus.HE.III.39:9-10). Среди учеников Иисуса были не только рыбаки, но и мытари Левий Алфеев, или, точнее, Леви бар-Хальпай, и, быть может, Матфей, или, точнее, Маттитйаhу (Мф.Мф.9:9; 10:3; Мк.2:14; 3:18; Лк.5:27; 6:15; Деян.1:13; Eus.HE.III.39:4-5,16; ЕЭ. Epif.Haer.30:13). Профессия сборщика пошлин никогда не была в почете, но у евреев она считалась даже преступной, ибо налоги собирались для римлян. О мокэсах упоминали наряду с убийцами, грабителями и людьми позорной жизни (Мф.5:46-47; 9:10-11; 11:19; 18:17; 21:31-32; Мк.2:15-16; Лк.5:30; 7:34; 15:1; 18:11; 19:1-7; Мишна.Hедарим.3:4). Евреям, принимавшим эту должность, объявлялся хэрем (анафема, отлучение), они лишались права завещать, у них запрещалось менять деньги (Мишна.Бава Батра.10:1; Иер Талм.Демай.2:3; Вав Талм.Санhедрин.25б). Однако Иисус благоволил к ним, ибо имел благосклонность ко всем, отверженным обществом. Особенно привязывались к Иисусу женщины. Hесколько преданных галилеянок всегда сопровождали Основателя, оспаривая между собой привилегию слушать Его и служить Ему (Мф.27:55-56; Мк.15:40-41; Лк.8:2-3; 23:49). Среди них были: Иоанна, жена Хузы, одного из домоправителей Ирода Антипы, Сусанна, или, точнее, Шошанна, и другие, оставшиеся неизвестными, женщины (Лк.8:3; 24:10); некоторые из них были богаты и своими средствами давали возможность Иисусу и Его группе жить, не занимаясь ремеслами (Лк.8:3). Одна из этих женщин Мария Магдалина, или, точнее, Мирйам Магдалит, приобрела особую славу в христианском мире. Существует предание, что до встречи с Иисусом она вела жизнь распутной женщины (Epif.Haer.26:8). Кроме того, Мария из Магдалы была одержима семью бесами (Мк.16:9; Лк.8:2), то есть страдала некоторым психическим заболеванием (Тов.3:8; 6:14; Orig.CC.II.55). Сохранился апокриф, что Иисус любил Магдалину более учеников, и Он лобзал ее, а ученики, видя это, спросили Иисуса, почему Он любит Марию более учеников? Спаситель ответил им, Он сказал им: почему не люблю Я вас, как ее? (ЕФ.55; ср. Фом.118). Вот такой вот риторический ответ9. Из числа Двенадцати трое учеников как
бы составляли особо приближенную к Иисусу коллегию, это Симон Кифа и
братья Зеведеевы. Эти трое (Петр, Иаков и Иоанн), согласно синоптикам,
сопровождали Основателя при Его преображении (Мф.17:1-8; Мк.9:2-8; Лк.9:28-36),
скорби в Гефсиманском саду (Мф.26:36-46; Мк.14:32-42) и воскрешении дщери Иаира
(Мк.5:22,37-42; ср. Philostratus.Vita Apollonii.4:45), то есть
присутствовали при таких таинственных деяниях Иисуса, при кoторых, по мнению
евангелистов, могли присутствовать лишь наиболее развитые и приближенные
ученики. Хотя вышеуказанные примеры исторически весьма сомнительны, но идея о
преимуществе Симона Барионы и сыновей Зеведеевых пред другими учениками Иисуса
сложилась в раннюю эпоху и, вероятно, уходит корнями в историческую почву. Ученики Иисуса вряд ли понимали Учителя и вряд ли глубоко вникали в Его идеи и планы. То, что при таком Учителе они до самой Его смерти мечтали о восстановлении царства Израиля (Лк.24:21), и то, что впоследствии они какое-то время упорно противились допущению язычников в христианскую общину, все это отнюдь не говорит о силе разумения апостолов. Апокалипсис, основная часть которого написана, вероятно, Иоанном Зеведеевым, мало проникнут истинным духом учения Иисуса, эта книга написана в духе мести и злобы, а ее чисто иудаистская точка зрения и форма изложения настолько отличается от Hагорной проповеди, что невольно начинаешь сомневаться, что Иисус знал, которых избрал (Ин.13:18). Вообще, ученики, кажется, чуть не загубили все дело. Если бы миссионерами были только апостолы из числа Двенадцати, то учение Основателя, возможно, потонуло бы в числе множества химер Палестины, как ушли в забвение школы назореев и эбионитов. Христианство по-настоящему стало распространяться и обретать силу и твердую почву в кругах язычников лишь с миссионерскими путешествиями тех людей, которые лично не знали Иисуса и которые ввиду этого все более Его обожествляли. И только в свете этих представлений мы понимаем, почему апостол Павел, не являвшийся прямым учеником Иисуса, обрел такое высокое значение в истории христианства. 1 В Коптских версиях IV века Квартус (Ин.14:22) именует Иуду: ho Kananites. К тексту2 В Синайском кодексе Евангелия от Иоанна (1:42) Симон назван сыном Иоанна, но это, вероятно, какое-то недоразумение (ср. Мф.16:17; ЕЕ. Orig.Matth.15). К тексту3 По преданию, апостол Андрей после смерти Иисуса проповедовал в Малой Азии, Фракии, Македонии, Скифии, Причерноморье и в верховьях Днепра, откуда через землю варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении, будущем Константинополе, основал экклесию. К тексту4 Поликрат епископ Эфеса, председатель епископов Малой Азии в Эфесе в 196 году. К тексту5 По преданию, по распятии Иисуса апостол Филипп проповедовал в Галилее, Греции, откуда потом отправился в Парфы, Азот, Гиераполь Сирийский, Малую Азию, Лидию, Мисию, пока не был распят в Гиераполе Фригийском по приказу правителя этого города Анфипата. К тексту6 По преданию, Фаддей по смерти Иисуса проповедовал в Сирии и Месопотамии; был в Эдессе, где якобы обратил в христианство топарха (местного властителя) Абгара V (Черного), хотя точно известно, что просветителем Эдессы был Аддая (2-я половина II века); далее, по одним источникам, дошел с проповедью до финикийского города Вирита (Бейрута), где мирно скончался в 44 году; по другим источникам, Фаддей умер в Эдессе; а древнее армянское предание гласит, что Фаддей принял мученическую смерть в Армении в 50 году. К тексту7 По преданию, апостол Варфоломей (Бар-Тальмай) по распятии Иисуса проповедовал вместе с апостолом Филиппом в Сирии и Малой Азии; в Гиераполе Фригийском их распяли, и Филипп умер на кресте, а Варфоломей был снят с распятия и остался жив; потом Варфоломей отправился в Индию, где перевел на местный язык Евангелие от Матфея; Варфоломей посетил также Армению и обратил в христианство царя Полимия; по приказу брата царя, Астиага, апостол был схвачен и распят вниз головой. К тексту8 По преданию, Иаков Алфеев (Яакоб бар-Хальпай), прозванный Божественным семенем, сопровождал апостола Андрея в Эдессу, проповедовал также в Газе, потом отправился в Египет и в городе Острацине был распят. К тексту9 По преданию, после смерти Иисуса Мария Магдалина проповедовала не только в Иерусалиме, но отправилась в Рим и обошла всю Италию; она была у императора Тиберия, рассказала ему об Иисусе и поднесла кесарю красное яйцо со словами: Христос воскрес! (разумеется, ничего подобного быть не могло); затем Мария отправилась в Эфес, где помогла Иоанну Зеведееву в его проповеди; с ее слов была написана 20-я глава Евангелия от Иоанна; в Эфесе же Мария и скончалась. К тексту
|