Вслед за цитатой: Матфей издал у евреев на их родном языке Евангелие в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали экклесию. По их отшествии (смерти. - Р.Х.) Марк, ученик и толмач Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром, Ириней продолжает: И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им (Павлом. - Р.Х.) благовестие (Iren.Haer.III.1:1). Однако сам апостол Павел едва ли мог украсить свои поучения какими-либо воспоминаниями о жизни Иисуса, ибо сам обратился в христианскую веру после смерти Основателя и вряд ли знал подробности Его жизни, да и не придавал этому большого значения, как это видно из посланий апостола; поэтому отцы Церкви, по свидетельству Иеронима, предусмотрительно предполагали, что Лука заимствовал сведения для Евангелия не у одного лишь Павла, но и у других апостолов. Когда же Павел заявлял: по благовествованию моему (Рим.2:16; ср. 2 Тим.2:8), то, разумеется, он имел в виду изустное благовествование, а не какой-то написанный им труд. Если задаться вопросом, почему третье
Евангелие приписывается Луке и почему именно он, евангелист, считается
сотоварищем Павла, то ответ на этот вопрос содержится, по-видимому, в книге
Деяний апостолов, ибо в этом труде повествователь местами выступает в качестве
спутника Павла (Деян.16:10-17; 20:5-15; 21:1-18; 27:1-28,37). А так как тот же
спутник Павла сопровождал апостола до Рима и так как в посланиях, написанных,
возможно, Павлом во время его римского заточения, между прочим упоминается о
Луке (Кол.4:14; Фил.24; ср. 2 Тим.4:10), то и явилось двоякое предположение о
том, что именно Лука был спутником Павла и что он же, Лука, является автором
Деяний апостолов, а следовательно, и Евангелия, как следует из предисловий к
обоим трудам. Из предисловия к Евангелию от Луки
становится понятно, что в то время, когда писал свой первый труд Терциус, уже
существовала обширная евангельская литература, а не только одно-два Евангелия,
как иногда толкует клерикальная герменевтика. Кроме того, Лука обращается к
некоему достопочтенному Феофилу вероятно, судя по титулу
(kratistos = лат. сlarissimus
сияющий), к важному римскому чиновнику (ср. Деян.26:25). Будучи писателем позднейшего времени и человеком, получившим греческое образование, Лука пожелал придать своему Евангелию больше живости, разнообразия и цельности. Уже по одним этим соображениям он, вероятно, решил расчленить те длинные речи, которые мы наблюдаем у Примуса, и снабдить некоторые из них особыми введениями, из которых видно, чем именно была вызвана данная речь. Третий евангелист космополит, испытавший влияние паулизма. Только у него семьдесят учеников Иисуса (Лк.10:1) соответствуют семидесяти племенам в книге Бытие (Быт.10:1-32) всему человечеству; так же, как двенадцать апостолов двенадцати коленам Израиля. И родословие Иисуса (Лк.3:23-38) восходит не к первому еврею, Аврааму, как у Примуса (Мф.1:2), а к вненациональному первочеловеку, Адаму. В связи с этим обстоятельством находится и то, что, по словам Примуса и Секундуса, Иисус сам избегал Самарии и своим двенадцати апостолам наказывал избегать самаритянских городов (Мф.10:5), тогда как, по словам Терциуса (Лк.9:52,56), Иисус не только вступал в сношения с самаритянами, но даже в некоторых случаях хвалил их (Лк.10:30-37; 16:16-19). Слишком иудейский спор об очищении, приведенный Примусом и Секундусом (Мф.15:1-20; Мк.7:1-23), у Терциуса опущен как не интересный эллинам. Hичего не говорит за то, что Лука был знаком с Евангелием от Матфея, однако он мог иметь перед собой множество из тех источников, которыми пользовался Примус. Hо в данном случае Терциус, по-видимому, подходил к документам с точки зрения паулиста. Лука опустил заявление Иисуса о том, что Он пришел исполнить, а не нарушить Закон Моисея (Мф.5:17). Кроме того, едва ли случайно Терциус умолчал о том, что Петр, который раньше других признал в Иисусе Христа, был наименован краеугольным камнем экклесии (Лк.9:20; ср. Мф.16:17-18). Едва ли случайно умолчал он также о беседе с ханаанеянкой, в которой говорится, что Иисус послан только к погибшим овцам дома Израилева, а язычники уподобляются псам (Мф.15:24,26). Возможно также и то, что Луку шокировали в притче о сеятелях (Мф.13:28) наименование сеятеля плевел той же кличкой враг человек, которой эбиониты окрестили апостола Павла, и наименование делающих беззаконие, которое также применялось к последователям Павла (Мф.13:41); поэтому Терциус, при условии, что он был знаком с этой притчей, вовсе ее опустил. Подтверждением того, что Лука не был евреем, можно считать то, что он не знает топографии Палестины, вообще смешивает ее с Иудеей (Лк.23:5); думает, что можно пройти из Капернаума в Иерусалим между Самарией и Галилеей (Лк.17:11) 1 ; Иерусалимский храм у Терциуса представляется чем-то вроде оратории, куда ходят молиться (Лк.2:37; 18:10; 24:53); отсутствуют также у Луки слова и имена собственные семитского происхождения ни Гефсимании, ни даже Голгофы (Лк.23:33; ср. Мк.15:22; Мф.27:33). Попутно отметим, что немецкий теолог О.Пфлейдерер (1839 1908) пришел к заключению, что Евангелие от Луки ничего не рассказывает о сверхъестественном рождении Иисуса, что рассказ о непорочном зачатии возник только позднее и был внесен в текст путем вставки стихов 1:34 и след. и слов как думали в стихе 3:23 (Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1990, стр. 44). А протоиерей Александр Мень предполагает, что первоначально Евангелие от Луки открывалось третьей главой (Мень А. Евангелия (из Словаря по библиологии) Журнал Мир Библии (М.: Российское Библейское Общество), 1993, стр. 21). Hе подлежит сомнению, что Евангелие от
Луки было создано после осады Иерусалима (Лк.19:41,43-44; 21:9,20; 23:29).
Место его создания неизвестно может быть, Антиохия Сирийская или Рим.
Мнение некоторых теологов, что третье Евангелие написано до разрушения Храма,
ибо в Деяниях апостолов во втором труде Луки нет и намека на
это бедственное событие, не выдерживает критики, так как книга Деяний апостолов
является, по всей вeроятности, незаконченным трудом, в котором не упоминается
не только о Храме, но и о смерти Павла. То ли автор по каким-то соображениям
прервал повествование, то ли последняя часть Деяний апостолов, в которой,
вероятно, упоминается о смерти Павла, Иудейской войне и разрушении Храма,
утеряна. В так называемом Антимаркионском прологе (2-ая пол. II в.) по этому поводу говорится: Лука сириец, родом из Антиохии, врач, ученик апостолов. Позже он следовал за Павлом до его мученической кончины. Безупречно служа Господу, он не имел жены и детей. Исполненный духа святого, он умер в Беотии в возрасте восьмидесяти четырех лет. Так как уже были написаны Евангелия: в Иудее Матфеем, в Италии Марком, то Лука по вдохновению от духа святого написал Евангелие в области Ахайи (Leon-Dufour X. Les Evangiles synoptiques. Robert A., Feuillet A. Introduction a la Bible: Vol. 2. Tournai, 1959, p. 253). В Евангелии от Луки бросается в глаза отсутствие каких-либо упоминаний о посланиях Павла, а они, как известно, были на долгое время забыты и появились снова только в 95 году (Косидовский З. Библейские сказания; Сказания евангелистов: Пер. с пол. М.: Политиздат, 1990, стр. 327). Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что Евангелие от Луки было создано в период между 82 и 94 годами. 1 Это равносильно тому, что пройти из Москвы в Берлин между Польшей и Россией. К тексту
|