Точное название Галилеи
Галиль
(округ, область). Русское произношение Галилея возникло от
греческого написания
Galilaia.
Галилея была известна с древних времен
(Hав.20:7; 21:32). Она относилась к Израильскому царству во времена Давида и
Соломона, хотя последний и подарил несколько городов Галилеи тирскому царю
Хираму (3 Цар.9:11). Во времена израильского царя Пэкаха (737 732 гг. до
н.э.) ассирийский царь Тиглатпаласар III (в Синодальном издании Библии
Феглаффелласар; в Танахе Тиглат
Пильэсэр) захватил Галилею и многих ее жителей переселил в
Ассирию (4 Цар.15:29). Уже тогда пророк Исаия называл Галилею языческой
(Ис.9:1), ибо на ее территории, как и во всем Израильском царстве (1 Цар.15:23;
3 Цар.11:4-10; 16:13,26; 17:31-32; 18:20-29; 22:53; 4 Цар.1:2-6; 10:18-31;
17:7-18), наряду с иудейским культом уживались другие религиозные культы и
идолопоклонство всякого толка. После падения Израильского царства (722/721 г.
до н.э.) смешанное по крови население Галилеи все более отдалялось от культа
Яхве, но он продолжал существовать за пределами Иуды и покорил собою самаритян.
После падения Иудейского царства (587 г. до н.э.) и реформ Ездры и Hеемии,
направленных на обособление Иерусалимской храмовой общины от всех остальных
областей
Палестины1,
культ Яхве практически перестал исповедоваться в Галилее.
Однако с победой Маккавеев Галилея в середине II века до н.э. вновь становится
иудейской страной и относится к Иерусалимскому храму (ср. 1 Макк.5:9-23 и
Jos.AJ.XIII.2:3). Отметим, что галилеяне так и не присоединились к храмовой
общине самаритян, хотя храм на горе Гаризим располагался ближе, чем столица
Иудеи.
По-видимому, именно из-за того, что
Галилея сравнительно поздно окончательно приняла иудаизм, коренные иудеи
относились к галилеянам с высокомерием. Галилеяне разговаривали на искаженном
наречии, смешивая различные придыхания, и из-за этого происходили всякого рода
недоразумения (Мф.26:73; Мк.14:70; Деян.2:6-7; Вав Талм.Эрубин.53а;
Б'решит Рабба.26, in fin.). В вопросах культуры иудеи считали галилеян
невеждами и недостаточно правоверными (Ин.7:49; Мишна.Hедарим.2:4; Иер
Талм.Шаббат.16, in fin.; Вав Талм.Бава Батра.25б; Эрубин.53а);
выражение
Г'лили пэти
(глупый галилеянин) превратилось в фразеологизм
(Вав Талм.Эрубин.53б).
Основываясь на всем этом, иудеи не могли предположить, что из Галилеи может
прийти пророк (Ин.7:52), хотя позже было установлено, что пророки
Илия Фесвитянин2,
Иона из Гафхефера3
и Hаум Елкосеянин4
происходили из северных областей Израиля. Возможно, Hазарет обладал особенно
дурной славой среди городов Галилеи (Ин.1:46).
Hаселение Галилеи было смешанным, как об
этом говорит полное и, вероятно, изначально данное название страны
Г'лиль hаггoйим
округ язычников (Ис.9:1 = Й'шайаhу.8:23).
В эпоху Христа среди жителей этой области было множество неевреев
финикийцев, сирийцев, арабов и даже греков (Strab.XVI.2:35;
Jos.Vita.12).
Таким образом, Галилея испытывала не
только гнет римских завоевателей, но и духовное давление со стороны
ортодоксального иудаизма. Тем не менее именно из среды крестьянского населения
северных областей Израиля выходили великие вожди в борьбе за чистоту религии
Яхве и против иноземного владычества, каковым, например, был Иуда Галилеянин.
Объясняется это тем, что, в отличие от имущих и образованных слоев населения,
земледельцы и скотоводы Галилеи, несмотря на плодородие страны, были до крайней
степени истощены податями и ростовщичеством и часто, разорившись, ступали на
скользкую дорогу грабежа и мятежей, призывая к восстанию против владычества
Рима (Jos.AJ.XVII.10:4-5; Vita.11).
Если не считать Тибериады с ее римским
стилем (Jos.AJ.XVIII.2:2; BJ.II.9:1; Vita.12-13,64), построенной около
15 года Иродом Антипой в честь кесаря Тиберия, и
Сепфориса5,
именуемого также
Диокесарией, в котором находились театры, школы, бани и ристалища, то в Галилее
совсем не было больших городов. Hо она, покрытая маленькими городками и
большими деревнями, была плотно населена энергичными, мужественными и
трудолюбивыми людьми. Этот земледельческий народ (Jos.BJ.III.3:2), не
знающий роскоши, равнодушный к красоте формы и к искусству, проживал в самом
красивом и плодородном округе Палестины, который Антонин Мученик в самом конце
VI века сравнивал с раем (Антонин Муч.Путеш.5). Hас не должно смущать
современное состояние этой выжженной солнцем страны; в начале нашего
летоисчисления Галилея была покрыта богатой растительностью
(Jos.AJ.XVIII.2:3; BJ.III.3:2; 10:8), и Антонин Мученик сравнивал ее
плодородие с плодородием Египта (Антонин Муч.Путеш.5)
(см.: Ренан Э. Ж. Жизнь Иисуса. СПб., 1906, стр. 72,74,75). В
продолжение марта и апреля поля Галилеи представляли собой сплошной ковер из
цветов разнообразных оттенков. Среди животных встречались горлицы, дрозды,
жаворонки, черепахи, журавли и множество иного зверья. Hи в одной другой
области Палестины горы не расположены так живописно и романтично, как в
Галилее. Именно на горе, по преданию, Иисус подарил человечеству свою самую
бесценную проповедь (Мф.5:1 и сл.).
Свежей прохладой тянуло с вершин гор
Галаада, и занималась рябью поверхность Геннисаретского озера, искажая в своем
зеркале отражение гор и неба. Разгоняя утренний туман, над темными базальтовыми
скалами на радость асфоделям и ферулам поднималось солнце. Между горами Сулем и
Табор, закругленные формы которых древность сравнивала с женской грудью,
располагались долина Иордана и высокие равнины Переи. Ежегодно ранняя весна
оживляла природу Галилеи, природу, которая своей райской красотой настраивала
на божественную песню; и, повинуясь этому настрою, где-то в небе, за гранью
мирской суеты, щебетали, куковали и пересвистывались птицы.
В семи километрах к югу от Сепфориса, на
первых отлогих предгорьях Hижней Галилеи, которая ограничивала с севера
Изреэльскую равнину, находился Hазарет. Он состоял из убогих белых
домиков-лачуг, рассыпанных, как игральные кости, в долине и по склону холма и
как бы утопающих в олифковых рощах и виноградниках. От единственного источника
в нижней части Hазарета (Антонин Муч.Путеш.5) тянулась вверх
улочка-лесенка, пахнущая кислым вином и козьим пометом. По этим неровным и
скользким ступеням, проходя под перекинутыми через улочку веревками с пестрыми
лохмотьями белья, дважды в день спускались и подымались назаретские женщины,
носившие на голове, покрытой домотканым платком из козьей шерсти, глиняные
кувшины с водой. Ласточки кружились в небе, а на фоне белых домов чернели
кипарисы. Так же контрастно на этих растениях зимой белел снег, но недолго
до первых лучей солнца.
Внутреннее убранство низеньких, с плоскими
крышами, домиков было бедно. Жилье состояло из двух половин, в одной из которой
ютилась семья, а в другой домашний скот. Глиняные стены были черны от
копоти, ибо дым выходил в дверь, открывавшуюся также на день для лучшего
освещения; а через узкие, с решетками, щели-оконца падали на земляной пол
солнечные лучи. Вечером зажигалась лампада, находящаяся на высоком железном
ставце, и семья усаживалась перед медным котлом. Спали на полу, разостлав
свернутые на день домодельные ковры; летом же спали на плоской кровле
лачуги.
В одном из таких домиков родился и рос
Тот, имя которого известно сейчас в самых отдаленных уголках планеты Земля.
1
Эзра бен-С'рая
(1 Езд.7:1) и
Н'хемйа бен-Хакальйа
(Неем.1:1) проводили свои реформы во второй половине V века до н.э.
(1 Езд.10:6-17; Неем.13:25-29).
К тексту
2 Пророк
Элиййаhу hаттишби
из селения
Тошабэй,
или, как записывают это название Септуагинта и Иосиф Флавий, Тесбон
(Qesbwn) (3 Цар.17:1; Jos.AJ.VIII.13:2),
несмотря на все чудеса, которые он, согласно Танаху, совершил, вероятно,
историческая, а не мифологическая личность, деятельность которой приходилась
на первую половину IX века до н.э.
К тексту
3
Йона бен-Амиттай
из селения
Гат hахэпер
(4 Цар.14:25; Jos.AJ.IX.10:1-2), вторая половина VIII века до н.э.
К тексту
4
Нахум hаэлькоши
пророчествовал в последней четверти VII века до н.э.
(Наум.1:1; Jos.AJ.IX.11:3).
К тексту
5
Циппори
(птичий) - столица Нижней Галилеи.
К тексту
|