Около 5 года до нашей эры родился
Мальчик. Его родина Галиль, точнее селение
H'цэрет. По прошествии восьми дней Он был обрезан (Быт.17:12;
Лев.12:3; Лк.2:21), и Ему дали имя Ешуа
(Лк.2:21)3. Ешуа провел первые годы своей жизни
именно в H'цэрете, там же Он получил воспитание и начальное образование. По
утверждению Секундуса, Ешуа был плотником (Мк.6:3);
Юстин
утверждает, что Основатель изготавливал земледельческие орудия плуги и
ярма (Just.Dial.88); существует также предание, что Он, будучи отроком,
пас овец (Юстин Гностик у Ипполита.
Hippol.Philosoph.15:26). Ешуа мог в разное время заниматься
вышеперечисленными профессиями, ибо даже богатые и образованные евреи должны
были обучиться какому-нибудь ремеслу. В Талмуде мы часто встречаем выражения
типа р. Йоханан-башмачник, р.
Йицхак-кузнец и т.д. Таким же образом
Шауль (апостол Павел), имевший римское гражданство
(Деян.22:25-26) и получивший прекрасное по еврейским меркам образование у
Гамлиэля (Деян.22:3), был ткачом. Павел ткал ту грубую
парусину, которая была известна под названием cilicium и шла на
изготовление палаток (Деян.18:3). Hа Востоке дети получали начальное
образование (Зав 12.Леви.6), получил его по-видимому, под
наставничеством отца Йосэпа, а может, хаззана
(Мишна.Шаббат.1:3) и Ешуа. Он научился и читать, и писать (Лк.4:16;
Ин.8:6), но, вероятно, воспринимал Танах не на оригинальном еврейском, а на
арамейском языке (Мф.27:46; Мк.15:34). Синагоги, как отдельного здания, в
начале I века в H'цэрете, возможно, не было, однако жители города в
Шаббат собирались в одном из частных домов, хозяин которого,
вероятно, и был председателем собрания. Вряд ли Ешуа был знаком с тем учением,
которое впоследствии было изложено в Талмуде, хотя учение
Гиллеля
(Hillel,
ок. 75 г. до н.э. ок. 5 г. н.э.), было Ешуа не безызвестно (Мишна.Пиркей
Абот.1-2; Иер Талм.Пэсах.6:1; Вав Талм.Пэсах.66а). Ешуа в своих
наставлениях опирался лишь на один авторитет Танах (Мф.5:17-18),
игнорируя устную Тору. В Танахе Его особенно привлекала религиозная поэзия
псалмов (ср. Мф.5:5 и Пс.36:11; Мф.7:23 и Пс.6:9; Мф.11:25 и Пс.8:3; Мф.22:44 и
Пс.109:1), даже перед самой смертью Он вспомнил фразу из Т'hиллим (Мф.27:46;
Мк.15:34; ср. Пс.21:2 = Т'hиллим.22:2). Ешуа с малолетства совершал путешествия в Й'рушалaйим (Лк.2:41-42). Для провинциальных евреев эти путешествия носили торжественный характер (Пс.83,121 = Т'hиллим.84,122). Дорога из Галиля в столицу Й'hуды, которую преодолевали дня в три, шла, как и теперь, через Ш'кэм (Сихем) (ср. Лк.9:51-53; Ин.4:4). Однако жители Галиля обычно не ходили в Й'рушалайим через Шам'рaйин (Самарию), ибо население Шам'райина относилось к паломникам с ненавистью: не давали ни воды, ни огня, ругались над ними, били их, а иногда и убивали (Jos.AJ.XX.5:1; 6:1; BJ.II.12:3; Vita.52). Поэтому провинциальные паломники выбирали другой, более длинный и трудный, но менее опасный путь через Перею, обходя Шам'райин стороной. 1 Барнаша в переводе с арамейского Сын Человеческий. К тексту2 Лк.2:40,52. К тексту3 См. # 12. Это имя было самым обыкновенным у тогдашних евреев; в сочинениях Иосифа Флавия, например, мы найдем одиннадцать человек с этим именем, столько же в Библии: вождей и поселян, разбойников и священников, раввинов и мятежников, градоначальников и левитов, и даже одного сомнительного предка Основателя. К тексту4 Выражение здесь между нами (Мк.6:3) означает, что сестры Иисуса были замужем за назаретскими мужчинами. К тексту5 Иаков, Иосия (или Иосий, а в некоторый рукописях Иосиф), Симон и Иуда; впрочем, возможно, что они носили другие имена (см. # 19). К тексту
|