Слово евангелие возникло от
греческого слова
эу-ан-гeли-он
радостная весть.
Первые три Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки излагают
историю жизни и учение Иисуса близко друг к другу, поэтому их принято называть
синоптическими (от греч.
сюноптикoс
способный обозреть все вместе). Евангелие от Иоанна стоит
особняком.
Вопрос об источниках новозаветных Евангелий очень сложен. Eвангелие от Марка
легло в основу Евангелий от Матфея и от Луки; то, что выходит за рамки
содержания второго Евангелия, взято, по мнению большинства исследователей, из
какого-то, до нас не дошедшего, источника Q (от нем.
quelle источник).
Сначала преобладало мнение, что источником Q было некое
праевангелие, впоследствии пропавшее; однако вскоре ученые решили, что этим
источником являлись записи речений (logia) на темы морали и религии. В
посланиях Павла неоднократно встречаются ссылки на слова, произнесенные
Иисусом, и ныне исследователи склоняются к тому мнению, что именно речения
Иисуса стали первой записью устной традиции и что многие логии в изложении
первых христианских общин просто принимали вид притчи или какой-нибудь истории,
якобы случившейся с Иисусом в Его земной жизни.
Однако, я думаю, существовали некие устные, а может, даже письменные,
праевангелия (не путать с Q-logia), из которых черпал сведения
автор Евангелия от Марка, а возможно, и авторы Евангелий Евреев и Эбионитов. В
начале второго века уже существовало множество жизнеописаний, а не только
логиев, Иисуса (Лк.1:1-2; Ориген.Комментарии к Луке.1; Евсевий.
Церковная история (Eus.HE).III.39:15; Иероним.Комментарии к
Матфею (Hier.Matth.), пролог), опираясь на которые, Папий высказывал
мнение, что Марк записал не по порядку свое Евангелие
(по-видимому, имеется в виду некоторое неканоническое Евангелие от
Марка). То есть во втором веке уже существовал определенный порядок,
была установлена некоторая хронология событий из жизни Иисуса. Вряд ли такой
порядок мог быть установлен исходя только из поучительных историй, возникших из
логиев. В науке существует также точка зрения правда, необщепринятая, что первыми записями, сделанными христианами, были сборники цитат из Танаха, где речь шла об ожидаемом Мессии: так называемые тестимонии (от лат. testimonium свидетельство). Ученые также пришли к мнению, что авторы первого и третьего Евангелий черпали сведения не только из Евангелия от Марка и из Q-logia, но у каждого из них были, кроме того, свои сведения об Иисусе. В конце концов, была принята на вооружение так называемая гипотеза многих источников, именуемая также теорией фрагментов. Hет сомнений в том, что первоначально
каждое из Евангелий было самодостаточно: иудеохристиане пользовались неким
Евангелием от Матфея, христиане из язычников пользовались
Евангелиями от Марка и от Луки, в Египте почиталось Евангелие от Иоанна.
Самодостаточными Евангелия считали и их авторы. Итак, что же могла узнать
христианская община, которая имела в своих руках лишь одно Евангелие? Многие исследователи полагают, что
речения Иисуса не имеют никакой исторической ценности: Hет никакой
возможности сохранить содержание речи, которая не была сейчас же записана и
передавалась путем устного предания в течение пятидесяти лет,
пишет о речениях Иисуса
Каутский
(Каутский К. Происхождение
христианства: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1990, стр.46). Вопрос об абсолютной хронологии Евангелий до конца не решен. Поскольку в них содержатся пророчества о страшной гибели Иерусалимского храма и об осаде столицы Иудеи, можно предположить, что написаны они были после падения Иерусалима в 1-ой Иудейской войне, то есть после 70 года. В относительной хронологии синоптических Евангелий вопрос также до конца не ясен. Штраус так распределял последовательность возникновения этих произведений: самое ранее из них Матфеево Евангелие, затем появилось Евангелие от Луки, а последним от Марка. Каутский иначе расставлял Евангелия: Марк, Лука, Матфей. Я в относительной хронологии синоптических Евангелий придерживаюсь мнения Ренана, который называл самым ранним Марково Евангелие, затем Матфеево, а самым поздним Евангелие от Луки. Открытым остается вопрос и об авторстве Евангелий. Hовозаветные Евангелия в греческих рукописях называются по (kata) Матфею (в значении согласно Матфею), по Марку и т.д. Эти заголовки в новозаветных рукописях появились не ранее II века. Участники II Ватиканского собора большинством голосов отвергли пункт о безоговорочном авторстве Матфея, Марка, Луки и Иоанна канонических Евангелий. В конце второго века Церковь признавала те же четыре Евангелия, которыми она пользуется и теперь. Трое выдающихся деятелей Церкви Ириней в Галлии, Климент в Александрии и Тертуллиан в Карфагене неоднократно цитировали их в качестве книг, написанных теми апостолами и учениками апостольскими, именами которых они помечены и сегодня. Четыре есть Евангелия, не больше и не меньше, и только пустые, неученые и наглые люди, извращая форму благовестия, вводят их больше или меньше, доказывает Ириней (Ириней.Против ересей (Iren.Haer).III.11). А перед этим он пишет: Hевозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо так как четыре стороны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра и так как экклесия рассеяна по всей земле, а столп и утверждние экклесии есть благовестие и дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей (Iren.Haer.III.7:8).
|