Сократ жил на четыре с половиной
столетия раньше Иисуса, но его жизнь и личность известны историку несравненно
больше, нежели жизнь и личность Иисуса. Биография Сократа свободна от
мифических и сказочных примесей. Однако, как это ни парадоксально, именно
мифические и сказочные примеси дали великую известность Иисусу. Кто-то, может,
и не знает имени Сократа, но этот кто-то с самого раннего детства
знает имя Иисуса. Правда, с другой стороны, эти сказочные примеси дали
исследователям повод считать Иисуса мифической личностью, и это мнение
распространялось в России на протяжении всех лет советской власти.
Ксенофонт и Платон действительно были
учениками Сократа, евангелисты же, как мы показали, не были учениками Иисуса и,
кроме того, не отличались выдающимся умом, чего нельзя сказать о биографах
Сократа. Сами евангелисты, завещавшие нам образ Иисуса, настолько ниже Того, о
ком повествуют, что беспрестанно уродуют личность Основателя, не понимая Его
величия. Их рассказы полны ошибок и противоречий, в каждой строчке чувствуется
оригинал Великого, извращенный редакторами. Личность Иисуса и характер Его
учения не были возвеличены Его биографами, а, наоборот, были умалены ими.
О личности Иисуса мы знаем крайне мало.
Однако, и этот отметил еще
Э.Ж.Ренан,
если бы мы знали только лишь то, какую великую любовь Он сумел привить к себе в
своем окружении, то и тогда мы должны были бы признать Иисуса великим и
непорочным, ибо для того, чтобы без насилия заставить себя боготворить, надо
быть достойным боготворения.
Безусловно одно: в ряду разработчиков
человеческого идеала одно из первых мест принадлежит Иисусу. Правда, Он развил
лишь то, что имеет отношение к бого- и человеколюбию, к индивидуальной
нравственности, тогда как взгляд Иисуса на политические вопросы
характеризуется пассивностью, к профессиональному труду и заработку Он
относился отрицательно, а все, что касается житейского комфорта, Он игнорировал
совершенно. Таким образом, к учению Иисуса ближе стоит не Церковь, а, быть
может, течение хиппи с его братской любовью, отрешением от мирских сует и
отрицанием профессионального труда. Впрочем, вряд ли сегодня следует призывать
к такому образу жизни, ибо пробелы в учении Иисуса обуславливаются не только
временем, в которое Он жил, но и средой, в которой Он обитал.
Учение Иисуса, прежде всего, заключается
в нравственном обновлении человечества. И если кто-то не может найти в
Евангелиях ответа на тот или иной вопрос, то, безусловно, он должен
руководствоваться нравственными нормами, если хотите, совестью. Вот, в
принципе, в чем заключается все учение Иисуса. Слишком просто? Да ничего
подобного! Гораздо легче поститься, молиться и совершать церковные таинства. А
вот, например, полюбить врага своего (Мф.5:44) это очень трудно, если к
тому же учитывать, что мы и друзей-то своих по-настоящему любить не умеем.
|