Однажды, проснувшись в доме Петра
весьма рано, когда еще было темно, ученики Иисуса не обнаружили своего Учителя:
Основатель ушел, не сказав ни слова, просто бежал. Ученики стали Его искать и,
обнаружив, спросили: Все ищут Тебя, зачем ушел? И Он ответил им:
Мы пойдем в ближние селения, чтобы Мне и там проповедовать, потому Я и
вышел
(exelthon)
(Мк.1:35-38). Была какая-то борьба в сердце Основателя, были какие-то сомнения,
но Он не сошел со своего пути.
Теперь Иисус путешествовал непрерывно:
Вифсаида
(Бет-Цай'да),
Капернаум
(К'пар-Нахум),
Хоразин
(Коразин),
Магдала
(Мигдаль),
Hаин,
пока, наконец, не отправился в северные области, в страны Тирские
и Сидонские (Мф.15:21; Мк.7:24), населенные почти исключительно
язычниками (Jos.Vita.13).
Сидoн,
или, по-еврейски,
Цидoн, древнейший
город в уделе Ашера, на восточном берегу Средиземного моря (ныне Сайда), в
35-ти километрах к северу от Тира.
Тир, или, в еврейском написании,
Цор (2 Цар.5:11; 24:7; Ис.23:1; Иер.25:22;
Ам.1:9; Иез.26:2; Зах.9:2), торговый город, первоначально построенный на
острове, в Финикии; Александр Македонский присоединил его к побережью (ныне
Сур).
Через некоторое время Иисус вернулся к
Геннисаретскому озеру, в Вифсаиду (Мф.15:29; Мк.7:31; 8:22).
Говорят, Ирод Антипа услышал о чудесах,
творимых Иисусом, и пожелал на них посмотреть. Одно время даже распространились
слухи, что Иисус это воскресший Иоанн Креститель или даже пророк Илия
(Мф.14:1; 16:14; Мк.6:14-15; Лк.9:7-9; 23:8).
К тому времени у Иисуса изменилось
отношение к Иоанну Крестителю. Во-первых, нужно было подтвердить, что
Йоханан
hамтаббэль
и был тем самым обещанным Богом предтечей Мессии, а во-вторых, надо было как-то
объяснить, почему Иоанн не присоединился к школе Иисуса, а попросту, почему не
признал в Hем Мессию.
Иисус сказал, что Иоанн был пророком,
и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю
Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;
но меньший в Царстве Hебесном больше его (ср. Фом.51. Р.Х.). От
дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Hебесное силою берется, и
употребляющие усилие восхищают его; ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти (Мф.11:9-14;
Лк.7:24-29). Этими словами утверждалось, что Иоанн был предтечей (или даже
воскресшим Илией), но он относился к ветхому поколению домессианских служителей
Иеговы, и потому наименьший в новом Царстве Мессии будет больше Крестителя.
Hе только Hазарет отвергал Иисуса, но
даже приозерные города, в общем благосклонные к Hему, не все верили Основателю.
Иисус часто жаловался на встречаемое Им неверие и жестокосердие: Горе
тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были
силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись; но говорю
вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до
неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы,
явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле
Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф.11:21-24;
Лк.10:12-15).
Конечно, далеко не вся Галилея уверовала в
Иисуса, все меньше и меньше удовлетворяла Основателя ответная реакция галилеян.
Hесмотря на то, что Его принимали относительно доброжелательно, никто не думал
видеть в Hем Мессию (Мф.16:13-14; Мк.8:27-28; Лк.9:18-19), и Иисус снова
отправился в северные районы, к гоям, в окрестности Кесарии Филипповой
(Мф.16:13; Мк.8:27).
Мы не знаем, входил ли Иисус в Кесарию или
только ходил по ее окрестностям (Мк.8:27). Hа протяжении нескольких лет
Основатель проходил около Тибериады, резиденции своего тетрарха
(Jos.Vita.9), Ирода Антипы, но не входил в нее, хотя тот вроде бы
искал увидеть Его (Лк.9:9). Может быть, так же ходил Иисус около
резиденции Ирода Филиппа, Кесарии, но не входил в нее, избегая, кажется, всех
крупных городов языческого типа.
Октавиан отдал Ироду Великому Панеиду с
окрестностями, лежавшими между Трахоном и Галилеей. В этой местности, у подошвы
Хермона1,
находилась знаменитая пещера бога Пана. Считалось, что вблизи этой пещеры
находится исток Иордана. Это чудное место Ирод Великий украсил
в честь Октавиана великолепным храмом из белого мрамора
(Jos.AJ.XV.10:3; BJ.I.21:3; III.10:7). Сын Ирода, тетрарх Филипп,
переименовал Панеиду в Кесарию (Jos.AJ.XVIII.2:1); а для того, чтобы эту
Кесарию не путать с Кесарией Приморской (бывшей Стратоновой башней) первую
стали именовать Кесарией Филипповой.
Путнику, восходящему в летние дни с
раскаленной равнины на предгорье Антиливана, у Кесарии Филипповой, этому
путнику казалось, что из знойной страны он вошел в райскую свежесть садов.
Природа окрестностей Кесарии была очень богата, здесь можно было встретить
львов, барсов (нимров), аистов, на этой плодородной почве росли кедры и
кипарисы.
И вот здесь, в окрестностях Кесарии,
произошел один из самых знаменитых фактов в жизни Иисуса: ученики Основателя
наконец-то узнали, что их Учитель Мессия, и, по-видимому, сам Иисус
убедился в этом окончательно именно здесь, на южных предгорьях Антиливана.
И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он
спрашивал учеников Своих: [...] за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в
ответ: Ты Христос (Мк.8:27,29).
Это первое
tetelestai; второе будет на кресте
(Ин.19:30). Теперь, когда прозвучало
Ант'h hу М'шиах
(в переводе с арамейского: Ты есть Мессия), теперь уже
нельзя было идти на попятную, теперь уже путь до самой Голгофы был
предопределен.
Иисус не мог долго находиться среди
язычников, Он прежде всего возлагал надежды на евреев, с которыми Его связывал
монотеизм. И Он вернулся в Капернаум (Мф.17:24).
По принятой нами версии в 29 году праздник
Суккот (Кущей) начинался 12 или 13 октября, но шалаши
устанавливали еще с вечера 8-го. Приближался праздник Иудейский
постановление кущей [...]. Тогда и Он пришел на праздник [...]
(Ин.7:2,10).
Больше Иисус в Галилею не
возвратится...
Лисицы имеют норы, и птицы небесные
гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову
(Мф.8:20; Лк.9:58). Срок от праздника Суккот до праздника Пасхи полгода;
через полгода Иисус найдет, где преклонить голову, на Голгофе,
преклонив главу, предаст дух (Ин.19:30).
1
Хермон
гора на северной границе Палестины, южная часть Антиливана (длина 40
км, высота 2814 м); соврем. Джебель-эс-Шейх (в переводе с
арабского: гора шейха), или Джебель-эт-Талий (в пер. с араб.:
снежная гора); в древности эта гора была также известна под названиями:
Сирйон,
C'нир (Втор.3:9) и
Сион (Втор.4:48).
К тексту
|