Иоанн, или, точнее,
Йоханан,
евангелистами именуется Окунателем
(ho baptistes).
Основной обряд, давший Иоанну это название, а его школе ее характер, был
обрядом полного погружения в воду
т'билa.
А потому греческое слово баптистэс является переводом
еврейского слова
hамтаббэль
производного от т'била (погружение). Следует помнить, что
иудейский обряд омовения-очищения
рaхац,
в отличие от христианского крещения, был повторным: согласно Торе,
нечистый и согрешивший человек должен был очиститься путем погружения в воду
(Лев.5:1-3; 15:1-33; Чис.19:11-22). Ессеи придавали огромное значение омовениям
(Jos.BJ.II.8:5,13). Т'била также сделалась обыкновенным ритуалом при
принятии прозелитом культа Яхве (Мишна.Пэсах.8:8; Вав Талм.Йебамот.46б;
Абода Зара.57а). Поэтому признание крещения чисто христианским обрядом
грубая ошибка. В конце концов, и по крови, и по религии Йоханан
hамтаббэль был и оставался иудеем в самом суровом духе культа Яхве.
Иоанн, вероятно, происходил из
священнического рода (Лк.1:5; ЕЭ. Epif.Haer.30:13). Возможно, он
родился в Ютте (Лк.1:39; ср. Hав.15:55; 21:16), находящейся в двух часах пешего
пути к югу от Хеброна, или в самом Хеброне важнейшем городе на юге Иудеи
в 37 километрах к юго-западу от Иерусалима.
То, что Иоанн и Иисус были родственниками
(Лк.1:36), чистейший миф, который, по-видимому, был придуман Терциусом
для того, чтобы показать, что Мария, как и Елисавета (Лк.1:5; ЕЭ.
Epif.Haer.30:3), была из рода Ааронова, ибо в этом случае
Иисус потомок Давида и потомок Аарона являлся истинным
царем-первосвященником по чину Мелхиседека (Пс.109:4; Евр.5:6,10; 6:20;
7:1,10-11,15,17; ср. Быт.14:18-20). Действительно, Квартус утверждает, что
Иоанн дважды сказал, что до крещения Иисуса он не знал своего Крестника
(Ин.1:31,33).
Иоанн и Иисус были примерно ровесниками,
однако утверждение Терциуса, что Иоанн был старше Иисуса на полгода (Лк.1:36),
не безусловно, ибо оно, вероятно, служит догматической установке, что Иоанн
еще во чреве матери был в подчиненном положении перед Иисусом, а взыграть
во чреве (Лк.1:41) для приветствия Марии Иоанн мог не раньше шестого
месяца беременности Елисаветы.
С самого детства Иоанн был назиром
(Лк.1:15), или так называемым рекабитом (ср. Иер.35:2-19), с ранних лет
его привлекала пустыня (Лк.1:80). Йоханан hамтаббэль проявлял близкое родство
с ессеями и их особенностями; он, вероятно, воспитывался в этой
школе1.
Местом своей проповеди Иоанн избрал часть
Иудейской пустыни, примыкающую к Мертвому морю (Мф.3:1; Мк.1:4). Одет он был в
звериные шкуры или в одежду из верблюжьей шерсти и питался саранчой и диким
медом (Мф.3:4; Мк.1:6; ср. ЕЭ. Epif.Haer.30:13). Для совершения
обряда омовения он переселялся на берега Иордана: или на восточный берег
в Вифавару (Вифанию), вероятно, напротив Иерихона, или же в
место, называемое Энон
(Ainon),
вблизи Салима, где было много воды (Ин.3:23). Месторасположение
этого Салима
(Saleim)
точно не установлено. Возможно, он находился к западу от Иордана, то есть в
Иудее, а не в Перее: или в окрестностях Хеброна, или, как указывает Иероним,
гораздо севернее около Вифхеана.
К Иоанну приходили значительные толпы, в
особенности из колена Иуды, и крестились (Мк.1:5; Jos.AJ.XVIII.5:2).
Доктор философских наук А.М.Каримский справедливо отмечает: «Слово
крещение, обозначающее таинство приобщения к христианству, и
крест являются однокоренными лишь в русском и ряде славянских
языком. По-гречески крестить баптизо, буквально
окунать, т. к. крещение осуществлялось погружением в воду. Крест
(который был известен и в дохристианских культах) мог стать символом
христианства лишь в связи с особым смыслом распятия. Именование Предтечи
Крестителем результат калькирования греческого Иоаннес
Баптистес [...]. Он крестил людей, погружая их в воду, не используя символа и
самого понятия креста (изображение креста как аксессуара Предтечи в известной
картине А.А.Иванова Явление Христа народу историческая
неточность)» (Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса: Кн. 1 и 2: Пер. с нем.
М.: Республика, 1992, стр. 506).
Люди считали Иоанна пророком (Мф.14:5;
21:26), и многие думали, что он воскресший пророк Элиййаhу (Мф.11:14;
Мк.6:15; Ин.1:21). Вера в эти воскресения была очень распространена (Мф.14:2;
Лк.9:8). Иудеи верили, что перед приходом Мессии явится Его предтеча: согласно
Книге Малахии (Мал.4:5 = Мальаки.3:23), этим предтечей будет Элиййаhу; иногда
предполагали, что им будет пророк Йирм'йаhу (2 Макк.15:13-15), которого Яхве
вызовет из могилы.
Для Иоанна омовение было средством
приготовления евреев к приходу Мессии. Покайтесь! говорил он,
ибо приблизилось Царство Hебесное (Мф.3:2). Иоанн говорил о
скором приходе Христа, который уничтожит все зло на земле: Уже и секира
при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и
бросают в огонь (Мф.3:10). Он представлял Мессию с веялкой в руке,
собирающим хорошее зерно и сжигающим солому (Мф.3:12). Покаяние, милостыня,
улучшение нравов (Лк.3:11-14; Jos.AJ.XVIII.5:2) были для Иоанна великими
средствами приготовления людей к наступающим событиям. Согласно Иосифу Флавию,
омовению Крестителя должно было предшествовать очищение внутреннее, ибо Иоанн
учил, что омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать
к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего
тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься
(Jos.AJ.XVIII.5:2). Такое же восприятие ритуальных омовений было
свойственно и ессеям. И еще один характерный факт, косвенно подтверждающий
связь Иоанна и кумранитов: один и тот же стих из Книги Исаии (Ис.40:3) приведен
в первом Евангелии (Мф.3:3; ср. пунктуацию с Ис.40:3) и в Уставе
кумранской общины: В пустыне приготовьте путь Яхве, выровняйте в степи
дорогу Ему.
Иоанн выступал против тех представителей
еврейства, против которых выступали ессеи и против которых позже выступал и
Иисус, против представителей ортодоксального иудаизма, прежде всего
фарисеев; и, так же как и Иисус, он был признан преимущественно низшими
классами (Мф.21:32). Выражения, употребляемые Иоанном против своих оппонентов,
были достаточно резки (Мф.3:7; Лк.3:7). Возможно, он был не чужд и политики:
Иосиф Флавий дает это понять несколькими намеками (Jos.AJ.XVIII.5:2), и
это также явствует из той катастрофы, которая положила конец его деятельности.
Судьба Иоанна была печальна. Он
выступил против тетрарха Галилеи и Переи Ирода Антипы, обвиняя его в
незаконном, с точки зрения Торы, браке с Иродиадой.
Иродиада была дочкой Аристобула
сына Ирода Великого от брака с Мариамной I. Вспыльчивая, честолюбивая,
страстная, эта внучка Ирода I (Иродиада) ненавидела культ Яхве и презирала его
предписания (Jos.AJ.XVIII.5:4). Она была выдана замуж, вероятно, против
своей воли, за своего дядю Ирода, сына Мариамны II, лишенного Иродом Великим
наследства (Jos.AJ.XVIII.5:4). Примус и Секундус считают, что этим дядей
Иродиады был Филипп (Мф.14:3; Мк.6:17), но это, вероятно, ошибка, ибо женой
тетрарха Филиппа была Саломея, дочь Иродиады (Jos.AJ.XVIII.5:4).
Иродиаду смущало подчиненное положение своего первого мужа относительно других
членов семьи Иродов; она хотела властвовать во что бы то ни стало
(Jos.BJ.II.9:6). Ирод Антипа, сын Ирода Великого от брака с Мальфисой
(Мальфакой), был тем орудием, которое она избрала. Этот слабый человек обещал
на ней жениться и развестись со своей первой женой, дочерью Ареты (Хареты),
царя Петры и эмира соседних с Переей племен. Арабская принцесса, узнав об этом
плане, решила бежать и, скрывая свои намерения, притворилась, что хочет
совершить путешествие в Махер, в землю своего отца, куда она и направилась в
сопровождении военачальников Антипы (Jos.AJ.XVIII.5:1).
Махер представлял собой крепость,
построенную Александром III Македонским и восстановленную Иродом I. Она
находилась к востоку от Ям hа-Араба (Мертвого моря) и возвышалась над его
уровнем на 1120 метров (в настоящее время это Мукавер в 37 километрах к
юго-востоку от Иерусалима). Махер находился как раз на рубеже земель Ареты и
Антипы, во время бегства арабской принцессы он был во владении Ареты. И эмир,
предуведомленный о плане Антипы, устроил бегство дочери и препроводил ее в
Петру.
Тогда совершился кровосмесительный союз
Антипы с Иродиадой. Incestum порицался Торой (Лев.18:1,6,16), и Иоанн был лишь
отголоском всеобщего мнения набожных евреев (Мф.14:4; Мк.6:18; Лк.3:19). Антипа
велел арестовать Крестителя и заточить его в крепость Махер, которой он,
вероятно, завладел после бегства дочери Ареты (Jos.AJ.XVIII.5:1).
Иосиф Флавий приводит другую мотивировку
ареста и казни Иоанна, которая выглядит более правдоподобно: Так как
многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал
опасаться, как бы его огромное влияние на [вполне подчинившуюся ему] массу не
повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это,
схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет
уже поздно (Ibidem).
В Иудее прокуратор, по-видимому, не
тревожил Иоанна, но в Перее, по ту сторону Иордана, Креститель оказался во
владениях Антипы; и этот тиран, испуганный религиозным энтузиазмом народа,
решил погубить проповедника, тем более что ко всему этому прибавилась и личная
обида Антипы на обличения Иоанна.
Заточение Крестителя было достаточно
продолжительным, и он в темнице сохранял достаточную свободу действий, ибо на
Востоке заключенные, с веригами на ногах, содержались у всех на виду во дворе
или в открытых помещениях и могли разговаривать со всеми прохожими.
Существует легенда, что Антипа долго не
решался казнить Иоанна или из-за страха перед народом, или из уважения
к проповеднику (Мф.14:5; Мк.6:20). И вот Саломея, дочь Иродиады от первого
брака, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед тетрархом, и тот, разомлев
от восхищения, пообещал исполнить любое ее желание. Саломея, по наущению
матери, попросила на блюде голову Иоанна Крестителя, и Ирод был
вынужден казнить проповедника (Мф.14:3-12; Мк.6:14-29). С исторической точки
зрения эта легенда весьма сомнительна.
Ученики Иоанна получили тело учителя и
похоронили его. Христианская мифология утверждает, что они взяли себе на память
кисть учителя, хотя, конечно, этого не могло быть, ибо евреи считали мощи
нечистыми (Чис.19:11-21). Крестоносцы, грабя Константинополь, похитили
множество реликвий, в том числе целых две головы Иоанна Крестителя,
которые теперь хранятся в двух французских храмах: в Суассоне и в Амьене. Когда
потом Константинополь завоевали турки, султан поместил в свою сокровищницу
другие мощи Иоанна: ладонь и осколок черепа.
Hарод помнил и почитал Иоанна. Когда в
30-х годах Арета напал на Антипу, чтобы вновь завладеть Махером и отомстить за
бесчестие дочери, и совершенно разбил его, то поражение это было сочтено как
наказание за казнь Иоанна: Hекоторые иудеи [...] видели в уничтожении
войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение
Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека [...]. Иудеи же были убеждены,
что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный
желал проучить Ирода (Jos.AJ.XVIII.5:1).
Йоханан hамтаббэль явился своего рода
посредником между кумранским учением и теми проповедями, которые были
адресованы более широким массам. Можно предположить, что Иоанн отказался от
строгой замкнутости кумранской общины и перешел к открытым проповедям, за что и
поплатился жизнью.
Школа Иоанна не умерла со своим
основателем, она прошла некоторое время отдельно от школы Иисуса и
вначале в добром согласии с ней. Hесколько лет спустя после смерти обоих
наставников еще очищались омовением Иоанна; иные принадлежали одновременно к
обеим школам например, Аполлос Александрийский (Деян.18:24-25;
1 Кор.1:12; 3:4-6; 4:6) и многие из христиан Эфеса (Деян.19:1-5;
Epif.Haer.30:16).
Иосиф Флавий около 53 года пошел в школу
аскета по имени Бан (Jos.Vita.2), представлявшего большое сходство с
Иоанном. Есть мнение, что этот Бан
(Banos)
тождествен с Бунаем
(Bunaj),
которого Талмуд причисляет к ученикам Иисуса (Вав Талм.Санhедрин.43а).
Этот старец Бан жил в пустыне, одевался в древесные листья или кору, питался
растениями и дикими плодами, днем и ночью погружался в холодную воду
освящения ради (Jos.Vita.2) эти два слова у Иосифа
те же, которые он употребляет в адрес Иоанна Крестителя
(Jos.AJ.XVIII.5:2).
Яакoб
Ахмарa,
то есть, в переводе с арамейского, брат Господень,
придерживался подобного же аскетизма (Гегезипп у Евсевия.
Eus.HE.II.23:3-7).
Позже, к концу I века, баптизм очутился в
борьбе с христианством. Религиозная школа мандеев, последователи которой и
ныне существуют в Южном Ираке, считает себя продолжателем учения Иоанна
Крестителя. У них существует свое Священное писание, в котором Иоанн выставлен
истинным пророком, а Иисус - лжепророком, изменившим своему учителю, Иоанну
(О религиозной секте мандеев см.: Болотов В. Лекции по истории древней
Церкви: Т. 2. СПб., 1910, стр. 230 и сл.; Steinmann J. St.
Jean-Baptiste et la spiritualite du desert. Maitres spirituels
III, Paris, Seuil, 1956, p. 125 ss.).
1 Если
предположение, что Иоанн получил воспитание у ессеев, весьма вероятно (Еп.
Михаил [Чуб]. Иоанн Креститель и община Кумрана. Журнал Московской
патриархии, 1958, № 8; Danielou J. Jean-Baptiste, temoin de l'Agneau.
Paris, 1964, p. 42), то утверждение Э.Шюре (Шюре Э. Великие посвященные.
Калуга, 1914) и иже с ним, что Иисус также воспитывался в секте ессеев,
ни на чем не основано и даже в некоторой степени противоречит направленности
общественной деятельности Иисуса.
К тексту
|