Кроме дошедших до нас Евангелий, были и другие (Лк.1:1-2; Orig.Comm. in Luc.1; Hier.Matth., пролог). Этим произведениям не придавали большого значения, и консерваторы, вроде Папия Гиерапольского, еще в первой половине II века предпочитали им словесное предание (Eus.HE.III.39). В середине II века Папий писал: Я не премину включить для тебя в Изложение изречений Господних 1 все, что хорошо узнал от старцев и хорошо запомнил, ручаясь за истину всего. Ибо я искал, вопреки большинству, не тех, кто много говорит, а тех, кто учит истине, помня не чужие слова, а самим Господом сказанные верующим и от самой истины идущие. Вот почему, когда встречался я с кем-либо из наученных старцами, то расспрашивал об их словах: чтo говорил Андрей, чтo Петр, чтo Филипп, чтo Фома, или чтo Иаков, или чтo Иоанн, или чтo Матфей, или кто другой из учеников Господних; а также, чтo говорят Аристион и Пресвитер Иоанн, ученики Господни. Ибо я полагал, что мне будет полезнее взятое не столько из книг, сколько из живого и неумолкающего голоса (Папий у Евсевия. Eus.HE.III.39:3-4). Первое поколение христиан верило в
скорое Второе пришествие (Мф.16:28; 24:34; Мк.9:1; 13:30; Лк.9:27) и не очень
заботилось о сочинении книг для будущего; казалось достаточным сохранить в
своем сердце живой образ Того, кого надеялись увидеть в скором времени грядущим
на облаках (Дан.7:13-14). Вот почему в течение почти ста лет после распятия
Иисуса мало придавали значения евангельским текстам: первые христиане,
нисколько не стесняясь, вставляли в них целые отрывки, комбинировали рассказы и
дополняли их одни другими; человек, имеющий только одну книгу, хотел, чтобы в
ней содержалось все, что ему было дорого, и надписывал на полях своего
экземпляра слова и притчи, которые он находил в других местах и которые его
волновали. В середине второй половине II века Юстин постоянно ссылался на документы, которые он называет Достопамятности апостольские 2. Эти мемуары отличаются от тех евангельских документов, которые имеются у нас (Just.Apol.I.16-17, 33-34, 38, 45, 66-67, 77-78; Dial.10, 17, 41, 43, 51, 53, 69-70, 76-78, 88, 100-108, 111, 120, 125, 132). С одной стороны, повествование, которое дает Юстин, близко к рассказам канонических Евангелий. В нем, в частности, мы встречаем: ангельское благовещение и сверхъестественное зачатие, перепись, поклонение волхвов и бегство в Египет, затем Иоанна Крестителя, крещение и искушение Иисуса, избрание учеников, чудеса и проповедь Основателя, наконец, возвещение о смерти, очищение Храма, учреждение евхаристии, взятие под стражу, суд и распятие, воскресение и вознесение Иисуса. С другой стороны, Юстин повествует многое из того, чего нет в каноне. По его словам, Иисус родился в пещере у Вифлеема 3, помогал затем отцу в его плотничьих работах; далее Юстин рассказывает, что при крещении в Иордане возгорелся огонь и голос с неба сказал: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Пс.2:7). В противоположность каноническим Евангелиям, Юстин также сообщает, что после распятия Иисуса все Его ученики отпали и отреклись от Hего, подобно тому как и автор Послания Варнавы сообщает, что перед призванием своим ученики Иисуса были величайшими грешниками (Варнава.5). Hесколько позднее, около 185 года, о своем учителе Поликарпе пишет Ириней в письме к Флорину, также бывшему учеником Поликарпа, но впоследствии обратившемуся в ересь гностического толка: Такого учения не передали нам предшествовавшие нам пресвитеры, которые обращались с самими апостолами. Я был еще юношей, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа: тогда ты был знаменит при дворе и старался снискать благоволение его (вероятно, Поликарпа. Р.Х.). Что было в то время, я помню живее, чем недавно случившееся. Что мы слышали в детстве, то укрепляется вместе с душой и укореняется в ней. Так я мог бы теперь показать место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп, изобразить его походку, его образ жизни и внешний вид, его беседы к народу, как он рассказывал о своем общении с Иоанном и с прочими самовидцами Господа, как он припоминал слова их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах. Так как он слышал все от самовидцев жизни Слова, то он рассказывал согласно с Писанием. По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на хартии, но в моем сердце, и по милости Божией всегда сохраняю их в свежей памяти (Ириней у Евсевия. Eus.HE.V.20). Лишь во второй половине II века
получили решительный авторитет и силу закона те тексты, которые имели в
заглавии имена апостолов или близких им людей. Hо даже и тогда появлялись
вольные подражания, как-то: Диатессарон
4
Татиана (ок. 120 ок. 180), ученика Юстина (Iren.Haer.I.28:1). Еще до Татиана
богатый судовладелец Маркион (ок. 85 ок. 180) добивался полного разрыва
с иудаизмом (Tert.Praescr. haer.30). Он утверждал, что тексты, передающие
учение Иисуса, были искажены, и написал сочинение Антитезы, в котором
излагал свою точку зрения и обосновывал проделанный им отбор христианских писаний.
Из Hового завета Маркион отобрал только Евангелие от Луки (правда, исключив из
него легенды о рождении Иоанна Крестителя и Иисуса и все ветхозаветные цитаты)
и десять посланий Павла. 1 Не дошедшее до нас произведение Папия в пяти книгах (Iren.Haer.V.33:4). К тексту2 Вероятно, наименование APOMNHMONEUMATA заимствовано Юстином у Ксенофонта (о Сократе); сами же документы, мне думается, были анонимными; их авторство Юстин непосредственно приписывает апостолам и их последователям (Just.Dial.103). К тексту3 Аналогичная версия содержится и в Протоевангелии Иакова (Протоев.19); также и Ориген сообщает: И ныне показывают в стране Вифлеемской пещеру, где родился [Христос], и в пещере ясли, где Он был повит (Orig.CC.I.51). К тексту4 Диа тэссарон по четырем [Евангелиям]; это заглавие, по всей вероятности, не было дано самим Татианом (ср. Eus.HE.IV.29; Epif.Haer.40:6). К тексту
|