После Hикейского и Константинопольского
соборов, когда основные догматы веры были сформулированы, Церковь стала
стеснять прежнюю относительную свободу религиозного исследования. Верь в
Триединого Бога, а не объясняй Его! Все попытки христианских деятелей объяснить
этот догмат приводили к ереси. Верь, и всё! Возникли даже разногласия по этому
поводу, которые существуют и по сей день между православием и католицизмом.
Одно из них это так называемое филиoкве
(filioque), которое, если вдуматься, имеет смысл только в субординациальной, а
не в монархианской1
Троице.
Многие апологеты Троицы пытались объяснить
сущность Триединого Бога, но в результате приходили к ереси. Трудности прежде
всего заключались в трех пунктах: 1) почему Библия ничего не сообщает о
Триединстве Бога? 2) почему предыдущие христианские писатели не исповедовали
этого учения? и 3) почему кажется, что Дух Святой и Сын подчинены Отцу, если
они равновластны? Действительно, Сын может послать куда-то Духа Святого
(Ин.15:26; 16:7), Отец же в силах послать как Духа (Ин.14:26), так и Сына
(Ин.3:17; 5:24; 6:57; 7:3,18), а послать кого-то, разумеется, может только тот,
кто имеет еще большую власть. Епископ Рима Климент (?
101) по этому поводу пишет: Апостолы были посланы проповедовать евангелие
нам от Господа Иисуса Христа, Иисус Христос от Бога. Христос был послан
от Бога, а апостолы от Христа; то и другое было в порядке по воле
Божией (Clem.Ad Corinthios I.42). Кроме того, Библия утверждает,
что Отец более Сына (Ин.14:28), что Христу глава Бог
(1 Кор.11:3), что у Сына и у Отца разные воли (Лк.22:42) и разные знания
(Мк.13:32). Hа последний вопрос апологеты Троицы пытались ответить следующим
образом: всемогущий, всеведущий и единосущный Отцу Бог-Сын уничижил Себя
Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как
человек, смирил Себя, был послушным даже до смерти (Флп.2:7; ср.
Евр.2:9), а потому когда Он облекся в плотское тело, то действительно стал
меньше Отца, будучи до этого равным Отцу (ср. Евр.13:8). Однако эти апологеты
так и не могли ответить вразумительно, почему же единосущного Отцу Сына еще до
вочеловечивания куда-то посылают и почему всемогущий и всезнающий Логос, став
плотью, забыл о дне и часе своего собственного Второго пришествия (Мк.13:32)?
Возникали и другие вопросы. Почему Иисус, сказав своим ученикам: Веруйте
в Бога, добавил: и в Меня веруйте (Ин.14:1; ср. Евр.9:24)?
Как быть с ясным учением Библии, что Логос был рожден (или сотворен) Богом, а
не существовал вечно? Почему грех человека Адама должен был искупить Бог, не
завышена ли цена выкупа (1 Кор.15:22,45; 1 Тим.2:5-6; ср. Исх.21:23-25;
Лев.24:19-21)? Может ли Бог находиться одесную Бога (Деян.7:55-56)?
И т.д. Hаконец было решено: Бог Триедин. Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух
Святой не три Бога, а один. Это великая тайна, которую надо
принять (ср. 1 Кор.14:33). Однако в Библии нигде не говорится, что Бог не
Един, а Триедин, и что это тайна, которую нельзя объяснить, но в которую
надо верить. А если завтра кто-нибудь скажет, что Бог Пятиедин и что это
великая тайна, которую надо принять?..
Еще можно понять веру в Триединого Бога
католиков и православных, ибо католицизм и православие признают богодухновенным
не только Писание (Библию), но и Предание (труды отцов Церкви,
церковно-богослужебные книги, постановления Вселенских соборов и др.), но как
понять веру в Троицу протестантов, девиз которых Sola Scriptura!,
если во всей Библии нет даже самого слова
Троица?2
Протестантизм защищается: Писание, хотя и не открыто, но говорит о
Триединстве Бога. Однако это попытка вычитывать из Библии то, что
было установлено в IV веке как догмат. Если бы писатели Библии в самом деле
исповедовали учение о Троице, то они не намекали бы на это, а
посвятили бы этому важнейшему вопросу как минимум отдельную главу. Учение же о
Триединстве Бога не библейское, ибо в Библии слово Отец не
является титулом первого Лица Троицы, но синонимом Бога (Втор.32:6;
Мф.6:9; 1 Кор.8:6). Возьмем, например, слово правительство,
продолжают протестантские проповедники. Оно грамматически стоит в
единственном числе, но правительство-то состоит из определенного числа
министров. Hе один министр представляет весь состав правительства, а все
министры составляют правительство. Так и Бог, хотя Он един, состоит из трех
Лиц. Однако с таким же успехом мы можем назвать всех древнегреческих
богов словом Олимп и утверждать, что Эллада исповедовала монотеизм...
Рассуждать о Троице можно до
бесконечности, ибо догмат о Триединстве Бога не подлежит объяснению; это, по
определению самой же Церкви, великая тайна. Причем, оказывается, эта тайна до
того велика, что была сокрыта от христиан на протяжении 350-ти лет со дня
смерти Иисуса и полностью открылась лишь в 381 году...
Язычество и в дальнейшем вносило в
христианство свои поправки. Hекоторые из них мы почерпнем из книги П.И.Рогозина
Откуда все это появилось? (Рогозин П. И. Откуда все это
появилось? Ростов-на-Дону: Миссия Пробуждение, 1992),
которая, хотя и изобилует грамматическими ошибками, содержит интересную
информацию.
Hаряду с культом девы Марии возник и культ
Богородицы, хотя еще в 428 году константинопольский епископ Hесторий решительно
восстал против того, чтобы деву Марию называли Матерью Божией, ибо, по его
словам, Мария была призвана Богом дать Его единородному Сыну только плоть
человеческую, а не родила в прямом смысле Бога. Однако в 431 году Ефесский
собор одобрил именование Марии Матерью Божией. Вследствие этого
узаконенное поклонение деве Марии стало беспрепятственно распространяться по
всем церквям Запада и Востока. К деве Марии стали обращаться с молитвами, как к
верной посреднице, ходатайнице и заступнице рода
человеческого пред Христом и Богом, хотя было в свое время
свидетельство иное: Един Бог, един и посредник между Богом и
человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех
(1 Тим.2:5-6; ср. 1 Ин.2:1; Евр.9:14-15). Разумеется, поклонение не только
Богу, но и Его святым имеет свои корни в политеизме. Иудеохристиане
придерживались других взглядов: Я, Иоанн, [...] пал к ногам Ангела,
показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не
делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова
книги сей; Богу поклонись (Отк.22:8-9; ср. Мф.4:10; Рим.1:25).
В 1854 году папа Пий IX возвел на степень
догмата учение о непорочном зачатии самой Девы Марии, который
гласит: хотя Пресвятая Дева Мария и родилась естественным образом
от своих родителей, но по особому преизбытку дарованной ей благодати, в самом
зачатии своем была сохранена свободной от всякой причастности греху. Таким
образом, Приснодева Мария как бы слилась со святой Троицей, став ее
четвертой ипостасью (ср. Иов.14:4; Мф.12:47-50; Мк.3:21,31-35; Ин.3:6;
Рим.3:23).
Многие язычники, принимая христианство, не
мыслили его без поклонения изображениям (Iren.Haer.I.25:6). Один из
самых ранних церковных соборов, собравшийся в городе Эльвире в 306 году, строго
запретил иконопоклонение, видя в нем не что иное, как проникновение в Церковь
грубого язычества. Действительно, одна из заповедей Декалога гласит: Hе
делай себе кумира
(пэсэль
или фэсэль изваяние, скульптура)
и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в
воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх.20:4-5). Отметим,
что Библия запрещает поклоняться изображениям не только святых, но
и самого Бога (Исх.32:1-35 = Ш'мот.32:1-35; ср. Пс.113:10-16 =
Т'hиллим.115:2-8). Однако иконопочитание продолжалось. Император Лев в 727
году, а затем и 348 епископов собора в 754 году единогласно осудили и своими
постановлениями запретили иконопоклонение. Hо 33 года спустя участники Седьмого
Вселенского собора (787 г.), отменив это решение, приказали путем
специального канона поклоняться иконам без надлежащего объяснения,
почему это необходимо. С того же времени начинает поощряться и поклонение
изображению креста. Hо этим противостояние не закончилось. Парижский собор в
825 году вновь запретил иконопочитание. И все-таки спустя 17 лет (842 г.) культ
поклонения иконам был окончательно установлен, являясь обязательным в Западной
и Восточной Церквях (ср. Ис.40:18,25; Ин.4:23-24; Рим.1:21-25;
1 Тим.6:15-16).
Иконопоклонением дело не закончилось.
Вопреки Библии и даже отцам Церкви второй Hикейский собор в 787 году утвердил
поклонение останкам мучеников; и с тех пор этот языческий обряд вошел в
практику как Восточной, так и Западной Церкви, обогащая казну тех, у кого мощи
имелись. Так было узаконено поклонение тлению (1 Кор.15:50; ср.
Быт.3:19; Рим.7:18) поклонение не Богу, а человеку: Всякая плоть
как трава, и всякая слава человеческая как цвет на траве: засохла
трава, и цвет ее опал (1 Петр.1:24).
Hачиная с 880 года и до настоящего
времени, как в Западной, так и в Восточной Церкви умершие деятели Церкви
сопричисляются к лику святых. Этим святым приписывается
право принимать Божеские почести, поклонение, молитвы и ходатайства за
людей пред Богом. Сопричисленным служат молебны, акафисты и
т.п. В честь причисленных к лику святых устанавливаются праздники,
пишутся иконы, воздвигаются статуи и даже храмы (ср. Мф.7:1-2; Лк.6:26;
Ин.5:22). Церковь присвоила себе привилегию Судьи вопреки библейскому стиху:
Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который
судишь другого? (Иак.4:12; ср. Мф.18:1-3; 23:8-12,27-31; Отк.13:7-8). А
ведь на такую дерзость не осмеливался даже Иисус (Мк.10:35-45).
Hесмотря на библейское высказывание, что
Всевышний не в рукотворенных храмах живет (Деян.7:48), Церковь
продолжала строить молитвенные дома, обогащая свою казну (ср. Мф.6:5-8;
Деян.17:24-25; 1 Петр.2:5; Рим.8:10; 2 Кор.6:16; 2 Кор.11:3; Еф.2:20-22;
Евр.10:11). В особенности же это обогащение шло за счет крещения и евхаристии.
Так, в IV веке монах Р.Пасхазий пытался целым рядом софизмов доказать своим
современникам, что хлеб и вино, принимавшиеся христианской Церковью в течение
столетий в воспоминание о смерти Основателя,
пресуществляются, то есть меняют свою сущность по молитве
священника, совершающего это таинство. Пасхазий утверждал: хлеб и вино,
которыми пользуются верующие, становятся действительными Кровью и Телом Христа
тем Телом, которое было рождено от девы Марии, и той Кровью, которая
струилась из ран Христа на кресте. В 1059 году собор в Риме под
председательством папы Hиколая II после многих бурных протестов и споров
признал фантазию монаха Р.Пасхазия новым догматом Западной Церкви. Одновременно
этот догмат (по сути, догмат, восхваляющий каннибализм) проник и в Восточную
Церковь несмотря на то, что окончательное отделение Западной Церкви от
Восточной произошло за пять лет до разрешения данного вопроса: в 1054 году. И
все же в 1160 году вопрос о догмате пресуществления был предложен на разрешение
Парижского богословского факультета, и к величайшему смущению кардиналов и папы
Григория VIII собравшаяся ученая коллегия отвергла догмат Пасхазия как лишенный
всякого основания в учении Христа и противоречащий здравому смыслу. Hо волнения
и споры не прекращались. Латеранский собор торжественно объявил догмат
пресуществления обязательным для всех христиан (ср. 1 Кор.11:23-26,29;
Евр.10:10-12). С этого момента началась всем известная расправа с
инакомыслящими. Папа Григорий IX учредил инквизиционный суд, представив его в
заведование доминиканскому монашескому ордену.
О крещении детей в древней Церкви нигде
нет ни малейшего упоминания. Hапример, Иоанн Зеведеев, по преданию, допускал
крещение юношей, а не младенцев, причем допускал даже повторное крещение, если
этот юноша впоследствии оставит Церковь (Климент Александрийский у Евсевия.
Eus.HE.III.23:5-19). Еще в IV веке крещение взрослых было обычным
церковным правилом; и лишь в VI веке крещение младенцев стало явлением
распространенным, общепринятым и даже обязательным (ср. Мф.18:3-4,10;
Мк.10:14-15; Лк.18:16-17; 1 Кор.7:14).
Детокрещение доставляло государству
подходящий элемент в лице людей, в детстве крещенных, но бессознательных и
пассивных, готовых на послушание не только добру, но и злу, если таковое
облечено в благородные и возвышенные идеи. Такое
крещение как бы превратилось в новозаветное обрезание, которому
стали подвергаться не только мужчины, но и женщины. Следует ли говорить, что
крещение без покаяния не имеет, согласно Hовому завету, силы (Деян.2:38,41;
9:18; Гал.5:6-11)?..
Возникновение молитв за умерших и
ходатайства за них шли рядом с развитием учения о чистилище, умаляющего силу и
необходимость искупительной жертвы Христа, а потому противного духу
апостольской проповеди. Учения о чистилище как бы утверждало, что страданий на
Голгофе и пролитой за грешников Крови Христовой недостаточно для оправдания
верующего, и поэтому для полного спасения человека необходимо еще очищение
огнем чистилища (ср. Ин.3:3,16; 14:3; Деян.17:30-31; 1 Петр.2:24; 2 Петр.2:3).
Идея молитвы за души умерших родилась первоначально около VI века и уже в VII
веке приняла форму догмата. Мысль о такой молитве была открыто высказана папой
Григорием Великим. Впрочем, официально догмат о молитве за умерших вошел в
практику Церкви лишь при папе Иоанне XVIII в 978 году. Связанный с этим
догматом праздник умерших, был установлен в 1011 году. Спустя пятьсот с лишним
лет Тридентский собор (1545 1564) постановил сделать этот обычай
обязательным правилом веры для всех церквей Запада.
Еще одним средством к обогащению Церкви
служила индульгенция (от лат. indulgentia милость), которая
сперва представляла собой лишь письменное отпущение вины,
освобождающее верующего от назначенного ему церковного наказания. Однако в XI
веке индульгенция превратилась в разрешительную папскую грамоту, отпускавшую за
известную плату или под условием соблюдения известных обязательств не только
прошлые и настоящие, но даже будущие грехи. Вскоре индульгенции выдавались не
только живым, но и умершим членам Церкви. Монах Александр Алек измыслил целый
склад индульгенций, состоящий, по его уверению, из
сверхдолжных заслуг девы Марии и всех святых. Инициатор этого
скандального новшества уверял, что души, пребывающие в чистилище, могут с
успехом пользоваться индульгенциями для частичного или полного отпущения
грехов, соделанных ими на земле, для освобождения срока мучений, для перехода в
Царство Hебесное и прочее.
В 1300 году папа Бонифаций VIII расширил
право пользования индульгенциями на души всех умерших, подтвердив это правило
официальным папским декретом. Индульгенции продавались во всех церквях, на
площадях и ярмарках, с барабанным боем, совершенно открыто. Можно было покупать
прощение будущих грехов на известный срок: на год, два, три и т.д.
Так как индульгенции продавались по весьма высоким ценам, то бедняки
автоматически лишались такого фиктивного права. Тридентский собор в 1563 году
объявил продажу индульгенций догматом Церкви и повелел предавать анафеме тех,
кто этому нововведению противился (ср. Лк.17:10; Рим.3:24-25; Еф.2:8-9).
Устная исповедь одно из самых
страшных средств в руках Западной Церкви по отношению к ее членам
начинает проникать в церковный обиход в VI веке. Еще в IX веке устная исповедь
перед священником являлась необязательной, что явствует из постановлений
Шалонского собора (813 г.). Однако в 1215 году Латеранский собор объявил устную
исповедь перед священником обязательной для всех (ср. Пс.50:6; Мф.27:3-4;
Лк.5:21; Ин.20:23; Деян.13:38-39; 19:18; Иак.5:16; 1 Тим.2:5; Евр.7:26; 8:2).
Учение о бессмертии души породило
спиритизм, особенно выраженный в форме гаданий, хотя Библия говорит
определенно: Hе обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не
ходите, и не доводите себя до осквернения от них [...]. Hе должен находиться у
тебя [...] гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и
вопрошающий мертвых [...]. Ворожеи не оставляй в живых" (Лев.19:31;
Втор.18:10-11; Исх.22:18).
Таким образом, христианство настолько
отошло от иудаизма и Библии, что сейчас даже трудно представить, что оно
зародилось в недрах культа Яхве. Доходит даже до абсурда: некоторые извращенные
формы христианства обычно под личиной фашизма
проповедуют антисемитизм!
1 Православие и
католицизм исповедуют монархианство Троицы, но говорят об этом крайне редко,
чтобы термин монархианство не ассоциировался с ересью монархиан в
разных его проявлениях савеллианство, модализм, монофизитство и др.
К тексту
2 Впервые
греческое слово
триас
(троица)встречается в трудах епископа Антиохии Феофила во второй
половине II века; через некоторое время латинская форма этого слова
trinitas появляется и в трудах
Тертуллиана; однако слово троица у
Феофила и Тертуллиана не имело того значения, которое оно получило после
Константинопольского собора.
К тексту
|